СЮЖЕТ. Ночью 4 июля 1969 года свидание одной парочки, решившей уединиться в пустынном парке калифорнийского городка, заканчивается не самым приятным образом. Маньяк, проезжавший мимо, всаживает в каждого из любовников с десяток пуль. Несколько недель спустя редакция газеты «Сан-Франциско Хроникл» получает письмо с детальным описанием этого преступления и обещанием продолжить отстрел добропорядочных граждан. Осенью происходят новые убийства, а газетчики получают новые послания, начинающиеся со слов: «это говорит Зодиак». Полиция не в состоянии изловить маньяка, демонстрируя полную профнепригодность, и репортеры «Хроникл» Роберт Грейсмит (Джейк Джилленхал) и Пол Эйвери (Роберт Дауни-младший) берутся за собственное расследование.
PRO Режиссер Дэвид Финчер («Семь», «Игра») всегда славился любовью к неожиданным финалам, поэтому то, что режиссер обратился к реальной истории почти сорокалетней давности, о которой все известно, на первый взгляд кажется странным. Но только на первый взгляд. Финчер последовательно противился хеппи-энду во всех своих фильмах (за исключением компромиссной «Комнаты страха»). Кто как не он мог перенести на экран историю оставшегося безнаказанным маньяка? «Добро должно победить зло!» – эту универсальную формулу голливудского кинематографа в «Зодиаке» Финчер выворачивает наизнанку. Главный герой фильма журналист Роберт Грейсмит (едва ли не лучшая работа Джейка Джилленхала) дорогой ценой заплатит за свои усилия разоблачить серийного убийцу: он теряет работу, от него уходит жена с ребенком. Репортер фактически превращается в параноика, начиная видеть в каждом встречном маньяка. Чем ближе цель, тем дальше долгожданная победа. Как говорил мизантроп Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже начинает вглядываться в тебя». Артем Карапетян CONTRA Поручить Финчеру экранизацию истории Зодиака – это примерно то же самое, что дать Федору Бондарчуку делать байопик Чикатило. Как ни странно, бывший клипмейкер, который едва не загубил один из лучших в истории хоррор-брендов («Чужой 3») и превратил экзистенциальную драму в фарс из жизни зажравшихся яппи («Бойцовский клуб»), до сих пор ходит в интеллектуалах. Да, он по-прежнему технически безупречен, и все так же лишен чувства юмора. В «Зодиаке» ставка сделана на то, что история настолько страшна сама по себе, что публику можно не фраппировать совсем уж навязчиво. Акцент сделан не на маньяке, а на идущем по его следу репортере. И тут становится понятно, насколько сжился режиссер со своим невидимым героем. «Мадам Бовари – это я» говорил Гюстав Флобер, и Финчер с полным правом может сказать то же самое о своем персонаже. Это он, Финчер, нагоняет страху на обывателей и заставляет чесать в затылке журналистов. Смотрите, этот фильм – еще одно загадочное послание, в нем содержится скрытый смысл. Но, как и Зодиак, Финчер всякий раз остается неуловим. Евгений Блинов |
Справка «НИ» В кинотеатрах со 2 августа «Зодиак» (США) Триллер Режиссер: Дэвид Финчер В ролях: Джейк Джиленхаал, Роберт Дауни-мл. |