– Владимир Олегович, в чем заключается стратегия России на шестисторонних переговорах?
– Безусловно, мы бы хотели, чтобы на Корейском полуострове не было ядерного оружия. Мы бы хотели, чтобы в Северо-Восточной Азии (СВА) утвердилась атмосфера доверия, сотрудничества. Наша задача снизить напряженность в СВА. Этот регион вообще можно назвать наиболее успешным с точки зрения экономики: рекордные темпы роста экономики Китая, устойчивый рост в Южной Корее, Японии. Мы желаем улучшения отношений между двумя Кореями. В этом случае мы бы смогли осуществлять значительные экономические проекты на Корейском полуострове. Речь идет, например, о соединении железных дорог КНДР и Республики Корея для развития Транссиба. У России уникальное положение на этих переговорах: у нас нет острых противоречий ни с одним из их участников. Впереди еще очень много работы. Но если мы сохраним конструктивный настрой, не будем драматизировать трудности, то, в конце концов, достигнем цели.
– Какие трудности вы имеете в виду?
– Одна из ключевых политических проблем – это недостаток доверия. Наши коллеги из КНДР об этом говорят постоянно. Надо не допускать изоляции отдельных участников этих переговоров. Мы решим проблему только вшестером, где все участники имеют равные права.
– А каковы вообще перспективы этого переговорного процесса?
– На последней встрече мы взяли обязательства провести заседания всех пяти рабочих групп «шестисторонки» в течение августа. Во-первых, соберется рабочая группа по денуклеаризации: эксперты в ядерной области обсудят вопросы приведения в нерабочее состояние ядерных объектов, а также тему декларирования КНДР своих ядерных программ. Во-вторых, пройдет заседание группы по экономическому содействию: все страны-участники обязались предоставить компенсацию Пхеньяну за закрытие ядерных объектов в размере, эквивалентном одному миллиону тонн мазута. В-третьих, речь идет о группе по безопасности в СВА, в которой председательствует Россия. И наконец, будут работать двусторонние группы: КНДР–США и КНДР–Япония. На начало сентября запланирована следующая встреча делегаций в Пекине, где мы попытаемся выработать «дорожную карту» наших дальнейших действий.