Горькая победа

19 июля 2007, 00:00
Во вторник Чкаловский районный суд Екатеринбурга обязал Министерство обороны выплатить 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда матери убитого в армии солдата. Сына Зинфиры Лазаревой – Ярослава жестоко избили в части 69771, пытали электрическим током, выбили глаз. Парень скончался от болевого шока. Прису

«Ярослав после техникума поступил в Челябинский институт экономики и права, окончил первый курс с отличными оценками, – рассказала «Новым Известиям» Зинфира Лазарева. – Но тогда у нас не было денег, было очень тяжело, и сын решил отслужить, а потом уже доучиться». В 2002 году его определили в военную часть в Свердловской области. Он написал матери: «Вот увидишь, я не посрамлю ни Родину, ни тебя!» Но проблемы начались с первого дня. Солдату выдали обувь другого размера. Ярослав стирал ноги в кровь, в конце концов попросил у матери денег на новую обувь. «Мама, надо сделать все, чтобы мой младший братик не пошел в армию!» – первое, что он сказал, приехав в отпуск в августе 2003 года. А уезжая обратно в часть, забрал мобильный телефон – на «подарок» сослуживцам и попросил денег.

26 ноября 2003 года Зинфире Лазаревой пришла телеграмма от командира части: «Просим Вас вернуть сына Ярослава, самовольно оставившего часть, иначе против него будет возбуждено уголовное дело». Мать тут же помчалась в часть. «Ротный сына, капитан Денис Шаковец, сказал, чтобы я не беспокоилась, что это он отпустил Ярослава из части в Екатеринбург, – вспоминает Зинфира Лазарева. – Впоследствии выяснилось, что по заданию капитана сын работал на рынке. Шаковец дал мне слово, что через неделю привезет Ярослава в часть». В качестве благодарности за это офицер попросил купить ему три бутылки водки.

Через неделю из части пришла еще одна телеграмма – о том, что Ярослав Лазарев погиб. Дальнейшее легко восстановить из материалов уголовного дела. Доказано, что Денис Шаковец и рядовой Александр Чефонов приехали за Ярославом в Екатеринбург. Они избили его, погрузили в багажник машины и привезли в часть. Поздно вечером 5 декабря 2003 года Шаковец приказал привязать ремнями Ярослава к решетке оружейной комнаты, распяв его. В течение нескольких часов солдата истязали рядовые Александр Чефонов и Виктор Маер. Молодого человека избивали коваными сапогами, отчего у него вытек глаз. Затем стали пропускать через него электрический ток. Через несколько часов Ярослав умер от болевого шока. Суд осудил Чефонова и Маера на восемь лет, капитан Шаковец получил два года условно.

Из письма Зинфиры Лазаревой в фонд «Право матери»: «…Их было много, посадили только двоих, сам же Шаковец, отдавший приказ привязать моего сына к решетке, отделался условным сроком. Он сказал на суде, что не участвовал в избиении, а ушел спать в свою комнату и ничего не слышал. Я была в его комнате, он мог и должен был слышать крики о помощи, мат, ругань и звуки ударов. Никто не принес мне соболезнований, никто не ответил, за что так страшно убили моего сына. Когда я, получив телеграмму о гибели сына, приехала опять в часть, то никого не могла найти – ни командира дивизии, ни командира роты, ни командира батальона. Все спрятались в свои норы, никто со мной не поговорил».

От переживаний у Зинфиры Лазаревой сильно пошатнулось здоровье. У нее очень большие проблемы с психикой: она не может общаться с людьми. Малейшее повышение тона разговора вызывает у нее слезы, истерику и тяжелую депрессию. Каждую ночь ей снится один и тот же кошмар: с белого ягненка заживо сдирают шкуру и выкалывают глаза. Для женщины огромная проблема сходить в магазин, не говоря уже о работе. Ей постоянно необходимы дорогостоящие лекарства. До трагедии с Ярославом она одна воспитывала двух сыновей. Сегодня с ней живет младший сын Алексей. Согласно исследованию Независимой психиатрической ассоциации России, женщина страдает посттравматическим стрессовым расстройством, при этом подчеркивается, что причиной такого состояния стала смерть сына. Именно это исследование во многом и определило такое решение суда. «Это не первая наша победа над этой частью, – сообщил «НИ» председатель правления фонда «Право матери» Вероника Марченко. – Ранее компенсации получили родители погибших в армии солдат Александра Дувалова, Владислава Иващенко и Сергея Боярина».

Однако победа оказалась не такой, на которую рассчитывали правозащитники. Ведь первоначально они требовали для Зинфиры Лазаревой десять млн. рублей. Мать на эти деньги хотела пройти курс реабилитации, построить сыну часовню, заасфальтировать дорогу к кладбищу, где покоится Ярослав, и установить в части мемориальную табличку. Но суд решил, что пятисот тысяч будет достаточно. «Если разделить эту сумму на стоимость дорогих лекарств, которые теперь всегда вынуждена принимать Зинфира, получится, что государство отпустило ей еще десять лет жизни, – сказала Вероника Марченко. – А больше времени, видимо, ей не нужно. Горькая победа…»

#Общество #Новости #Армия
Подпишитесь