Posted 17 июля 2007, 20:00
Published 17 июля 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:32
Updated 8 марта, 08:32
Экраноплан – это летательный аппарат, полет которого проходит на небольшой высоте. Аппарат использует набегающие потоки воздуха, которые позволяют снять большую часть нагрузки с двигателей. За счет этого экраноплан может парить над землей.
Экранопланы вообще, и новый китайский аппарат WIG в частности, отличаются безопасностью, экономичностью и высокой производительностью. По словам профессора шанхайского университета Тунцзи Сюя Чжэнюя, WIG расходует в два раза меньше топлива, чем рейсовый самолет, при этом он может поднять больше груза. Да и его себестоимость в два раза ниже традиционного летательного аппарата. WIG собираются использовать для морских перевозок и охраны водных границ. Уже к 2013 году китайцы планируют построить экраноплан на 50 мест, а к 2017 году представить миру аппараты, способные перевозить грузы до 200–400 тонн.
У российских конструкторов китайские успехи вызывают горькую улыбку. Хотя наша страна была одной из первых, кто вплотную занялся экранопланами, мы рискуем потерять лидирующие позиции. Разработки в этой области авиационного строительства начались у нас еще в 60-е годы прошлого века. Первым экспериментальным аппаратом стал военный экраноплан «Каспийский монстр», разработанный советским конструктором Ростиславом Алексеевым. Позже появился десантный вариант «Орленок», который принял на вооружение военно-морской флот СССР в 1986 году. Через год появился мощный экраноплан-ракетоноситель «Лунь». «Уже тогда наши летательные аппараты могли развивать скорость в 200–300 км в час, – рассказал «НИ» академик Российской академии транспорта Прокопий Драчев. – В 2006 году прошел испытания в Дубне гражданский экраноплан «Иволга», разработанный отечественным конструктором Вячеславом Калгановым. Совсем скоро будет запущено его серийное производство. Это гражданский вариант 14-местного летательного судна, скорость которого 175–185 км».
Сам конструктор экраноплана Вячеслав Калганов более скептичен в оценках отечественных летательных аппаратов. «В Китае разработка экранопланов является национальной программой, – пояснил «НИ» Вячеслав Калганов. – У нас же этой отрасли не уделяется достаточного внимания. Пока Россия удерживает приоритет в разработке экранопланов. Но, боюсь, пороху у нас хватит только на ближайшие 1,5–2 года. После развала Союза финансирование этих программ прекратилось почти полностью. Мы до сих пор получаем копейки за свою работу. Как ни печально, но кроме готовой и прошедшей испытание «Иволги» мы почти ничем похвастаться не можем. Все остальные разработки аппаратов – только на бумаге. Так что если у нашего государства не изменится отношение к этой сфере авиационного строительства, китайцы действительно займут наше место. А нам придется приобретать их продукцию».