Posted 10 июля 2007, 20:00
Published 10 июля 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:35
Updated 8 марта, 08:35
Учреждение исполнения наказания, расположенное на ташкентской улице Гвардейская, представляет собой трехэтажное здание. Там будут содержаться одновременно до 150 заключенных. Поводом для строительства подобного объекта, сообщают источники ИГНПУ, послужила проблема содержания осужденных из высших государственных должностных лиц отдельно от обычных зэков. Это делается, во-первых, в целях обеспечения безопасности самих «элитных» заключенных и, во-вторых, чтобы предотвратить утечку информации, «представляющей государственную тайну». Интересно, что, как сообщают узбекские правозащитники, впервые при строительстве новой тюрьмы соблюдены практически все международные нормы содержания заключенных.
Научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сотников, долгое время работавший в Узбекистане, рассказал «НИ», что строительство ташкентской темницы для бывших госчиновников связано с весьма неприятными для президента Каримова факторами: очень напряженными отношениями с США и давлением Запада на руководство республики. «Ислам Каримов хочет показать всему миру, что в Узбекистане никто не может избежать наказания за совершенные преступления и здесь действуют принципы демократии», – сказал «НИ» Владимир Сотников.
Правители стран Центральной Азии нередко заимствуют опыт своих коллег. Напомним, что специальная тюрьма для бывших влиятельных государственных чиновников при президенте Сапармурате Ниязове была построена и в Туркмении. Эта темница в местности Овадан-Депе, в 70 км от Ашхабада, наводила ужас на туркменских чиновников. Там содержались личные противники Туркменбаши, и все узники в прошлом были членами правительства. Ниязов лично участвовал в проектировании этой тюрьмы и контролировал процесс ее строительства. Там действовали особые меры безопасности: несколько колец охраны были сформированы из сотрудников МВД, МНБ (министерства национальной безопасности) и минобороны. Заключенные подвергались пыткам. По данным выходящего в Москве оппозиционного издания «Туркменская искра», во времена Ниязова вновь назначенных чиновников отправляли на «экскурсию» в Овадан-Депе, дабы они знали, что их ждет, если они вдруг ослушаются «отца всех туркмен». Правда, новые туркменские власти решили ликвидировать эту темницу. Ее узники должны быть переведены в другие тюрьмы и колонии. Но на Ислама Каримова, похоже, это не произвело особого впечатления, и он решил последовать примеру покойного «туркменского брата».