Столичные власти не первый год пытаются бороться с обилием вредных выбросов в воздух, 83% из которых приходится на автомобили. Еще в марте мэр Юрий Лужков сообщил, что в скором будущем в Москве построят сеть электрозаправочных станций. Градоначальник подчеркнул: введение электромобилей в Москве – не эксперимент. По его убеждению, нужно «перевести эту работу в практическую плоскость».
Первым шагом в этом направлении стало подписание на днях распоряжения о закупке и проведении опытной эксплуатации восьми грузовых и двух пассажирских машин. Обойдутся они городской казне в 40 млн. рублей. В департаменте транспорта и связи Москвы «НИ» пояснили: закупка машин начнет проводиться на конкурсной основе, и пока нельзя сказать, будут это автомобили российского или зарубежного производства. Что касается применения таких авто в городском хозяйстве, сейчас рассматриваются несколько вариантов – от перевозки почты до доставки питания в школы.
Экспертов смущает многое: и цена закупаемых «машинок», и их эффективность. Ведущий сотрудник Института энергетических исследований РАН доктор экономических наук Эдуард Ашхотов подсчитал: для замены всего 5% московского автопарка на электромобили понадобятся 150 тыс. тонн «батареек», а это целая новая индустрия и, значит, новые массовые промышленные отходы. Причем, не чего-нибудь, а свинца – вещества 2-го класса опасности, которое, попадая в воду, моментально превращается в опасное вещество 1-го класса. Кроме того, по словам эксперта, эффективность 1 литра сжигаемого бензина равноценна использованию 20 кг аккумулятора. Получается, что бензобак в полсотни литров надо заменить на «батарейку» весом в 1 тонну.
Воздавая должное машинам «на батарейках», специалисты считают более перспективным вариантом решения проблемы чистоты воздуха поиск новых способов экономии автомобильного горючего. В США сейчас готовится закон, ограничивающий средний расход горючего на уровне 8 литров на 100 км для легковых машин и 9 литров для пикапов. Сейчас эти значения выше на полтора-два литра. Добиться такого снижения можно за счет уменьшения веса автомобилей, применяя вместо металла и оконного стекла пластик. Все больше автомобильных концернов оснащают свои машины коробками передач с количеством ступеней от 5 до 8 – и бензин расходуется экономичнее, и выхлопов меньше. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что через 10 лет экологический аспект в области автомобилестроения исчезнет, поскольку всемирный автопарк перейдет на водород и биотопливо.
Но пока приходится довольствоваться электромобилями. Пусть и в ограниченном количестве.
ВОКРУГ СВЕТА НА «СОЛНЕЧНОМ ТАКСИ» Международный экипаж инженеров и техников во главе со швейцарским изобретателем Луи Палмером отправился в первое в истории кругосветное путешествие на автомобиле Solartaxi, работающем от энергии Солнца. За 15 месяцев энтузиасты надеются преодолеть 50 тыс. километров, посетив 50 стран на пяти континентах. Идея родилась у Палмера еще в 1986 году, но постройка машины началась всего три года назад. Трехколесный автомобиль приходит в движение благодаря буксируемому им легкому прицепу с солнечной батареей площадью 6 кв. метров. Энергии Солнца хватает на 100-километровый пробег в течение суток. Остальной участок пути Solartaxi будет преодолевать, подпитываясь энергией из электросети. В комплектацию машины входит спутниковая навигация, выход в Интернет и бортовой компьютер. Одной из самых оригинальных придумок Палмера стало управление – рулевое колесо и педали способны легко перемещаться от одного борта к другому, так что машина мгновенно превращается из лево- в праворульную. Луи Палмер утверждает, что при серийном производстве такой машины ее цена составит 16 тыс. долларов. |
ЦЕНТР МОСКВЫ ЗАКРОЮТ ДЛЯ СТАРЫХ МАШИН Мосгордума в ближайшее время приступит к рассмотрению законопроекта о регулировании передвижения автомобилей на отдельных территориях города. Так, в центр города смогут проехать только экологически чистые машины, чей двигатель соответствует стандарту ЕВРО-2, сообщила председатель комиссии по экологической политике Московской думы Вера Степаненко. «Мы изучали и смотрели опыт Лондона, – пояснила г-жа Степаненко. – На тех территориях, куда ограничен въезд, вводится система видеоконтроля, которая определяет возможность въезда машин, имеющих определенную отметку. Эти машины в автоматическом режиме фиксируются по номерам и передаются на компьютерную базу». Вера Степаненко добавила, что организовать подобную систему в Москве технически возможно. |