Posted 10 июля 2007, 20:00
Published 10 июля 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:35
Updated 8 марта, 08:35
– Каковы обстоятельства вашей легендарной встречи с Ильей Олейниковым?
– Отвечая на этот вопрос в семидесятый раз, ловлю себя на мысли о том, что обстоятельства самой встречи я уже не помню. Но зато помню литературные версии рассказов о том, как она состоялась.
– Выберите наиболее удачную.
– По-моему, наиболее удачным обстоятельством было то, что эта встреча вообще состоялась. Случилось это на съемках фильма с символическим названием «Анекдоты». Мы оба играли крайне маленькие роли. Вероятно, это нас и сблизило.
– Каким образом ваши штатные семь авторов, живущие вдобавок в разных городах, пишут сценарии к каждой программе? По очереди или все вместе? Или вы выбираете лучшее из предложенного?
– Существуют две группы авторов – одесская и московская, которая, впрочем, тоже состоит в основном из одесситов. Мы придумываем, про что будет передача, и подбрасываем ее авторам. Они садятся, совершают свой мозговой штурм, посылают это все мне, и полезный выход, как правило, такой: один из десяти сюжетов идет в дело.
– Ваше совместное с Ильей Олейниковым творчество принимает самые разнообразные формы. Питерское кафе «Городок» имело к нему отношение?
– Нет. Оно было организовано нашими друзьями, которые попросили у нас это название, и мы им его дали. Они с огромной любовью отнеслись к нашей передаче, очень интересно оформили свое заведение, как мемориальное кафе программы «Городок».
– Я понимаю, что это не праздничный вопрос, но чем закончилась история с сюжетом о Ледовом побоище? Я имею в виду тот случай, когда на вашу шутку с голыми русскими воинами Александра Невского некие деятели Русской православной церкви ответили судебным иском?
– Эта история не закончилась ничем. Все заявления в суд были отклонены. Нас никто никуда не вызывал. Нас поддержали зрители, руководство, пресса и представители РПЦ...
– …у которых было чувство юмора?
– У которых было и чувство юмора, и совесть, и у которых нашлось что сказать на эту тему.
– Помимо телевидения, вы продолжаете работать в кино. В недавно снятом фильме «Двенадцать разгневанных мужчин» вашему герою, присяжному, приходится решать вопрос, какой должна быть плата за насилие. Как бы вы сами поступили в ситуации, когда ваш ребенок подвергся насилию?
– Фильм, как мне кажется, как раз о том, что ум, достоинство человеческое и доброта побеждают желание отвечать на насилие насилием. Если же на моего ребенка кто-нибудь, не дай Бог, поднимет руку, никакого другого воздействия, кроме абсолютно неадекватного ответа, этот человек не получит. Я сотру его с лица земли. Узнавать часы приема районного судьи, как это было в фильме, я не буду точно.
– Хорошо. Закроем тему фильма.
– Нет, почему же? Я могу сказать о фильме следующее. Для меня лично уникальность того, чем мы занимались на съемочной площадке, состоит в том, что Михалков (режиссер картины – Никита Михалков. – «НИ») шел абсолютно театральным способом. Я помню, как мы бесконечно много репетировали. Мы шли в репетициях совершенно последовательно по тексту: первая страница, вторая, третья… Это абсолютно уникальный способ для кинематографа. Мы оказались в совершенно тепличных условиях, идеальных для артиста, и окружены были невероятной любовью режиссера, и каждому из нас говорили, что он лучший. Мы были в прекрасной колбе, в которой ставил свой творческий опыт Никита Михалков. Я не помню, как мы снимали фильм. Я помню только, как мы репетировали.
– Ваша актерская палитра обогатилась при работе с такими мощными актерами, как Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов?
– Нет. Обогатилась моя человеческая палитра. Я человек с очень маленьким кинематографическим опытом. Но мой партнер, основной и единственный (Олейников. – «НИ»), с моей точки зрения, не уступает ни одному человеку, с которыми я работал на этой площадке. Поэтому у меня есть опыт общения с очень хорошим партнером. Но наблюдать за разными способами работы этих людей над ролью мне было безумно интересно. Применить их к собственной индивидуальности я не могу. Это такой очень полезный опыт наблюдения за большими актерами, одними из лучших в кино и театре на сегодняшний день. Но опыт, скорее, более полезный для меня как для телевизионного режиссера.
– Возвращаясь к вашему совместному юбилею. Вы сейчас находитесь в Одессе, Олейников – в Минске. Вам есть, чем утешить ваших поклонников в столице? Будет какая-то московская версия юбилея «на двоих»?
– Обязательно. Это будет происходить осенью, когда закончится сезон отпусков. С формой и местом мы пока определяемся.
СПРАВКА
Актер Юрий СТОЯНОВ родился 10 июля 1957 года в Одессе, в семье врача и учительницы. После школы поступил в ГИТИС и какое-то время играл Моцарта в Ленинградском БДТ, параллельно работая на Питерском телевидении в качестве режиссера и ведущего программ. Знакомство с Олейниковым пришлось на 1990 год, и с тех пор, по его словам, Юрий «не слезает с телеэкрана». Друзья основали телепередачу «Городок», и уже через три года его режиссер, автор и актер Стоянов получил статуэтку «ТЭФИ» как «лучший ведущий развлекательной программы». В 2001 году Юрий стал народным артистом России. За его спиной несколько фильмов (комедии «Ландыш Серебристый», «Заяц над бездной», мюзикл «Три мушкетера») и книга «До встречи в городке», написанная в соавторстве с Олейниковым.