Подмосковный городок Чехов-7 уже давно носит название Чернецкое и считается селом, хотя официально даже не имеет статуса населенного пункта. Час езды от Чехова – и перед глазами встают 17 пятиэтажек, и в каждой из них еще живут люди. Подавляющее большинство из почти 300 человек – военные в отставке. Редко по улицам пройдется молодая пара. «Из молодежи остались только дети и внуки военных, отслуживших в гарнизоне еще в 80-х, – вздыхает председатель собрания ветеранов военной службы, подполковник в отставке Станислав Горбачевский. – На работу молодым приходится ездить в Чехов и Подольск, там же мы получаем медицинскую помощь. Своей больницы в Чернецком нет. Равно как нет ни инфраструктуры, ни условий для нормальной, человеческой жизни».
Чехов-7 скорее похож на город-призрак. О кафе «Лантина», работавшем в бывшей офицерской столовой, напоминает лишь ржавая вывеска. Единственная детская площадка в Чернецком заросла сорняками, и только ржавая горка, одиноко торчащая посреди лопухов, свидетельствует, что здесь когда-то резвились малыши. Улицы и подходы к домам тоже заросли бурьяном. Со всех сторон к городу подступает лес, с каждым днем отвоевывая новые пространства у города. Панельных домов кисть маляра не касалась со времени постройки, то есть с конца 60-х – начала 70-х годов. Жители Чернецкого несколько лет пытались решить вопрос с затопленными подвалами жилых домов, но водопровод как был в аварийном состоянии, так и остался. Не увенчались пока успехом и попытки местных жителей выяснить, почему тарифы на жилищно-коммунальные услуги самые высокие во всем Чеховском районе.
Единственная школа и детский сад также долгое время нуждались в капитальном ремонте, и только чудом местным жителям удалось добиться, чтобы привели в приличный вид хотя бы школу. На ремонт садика нужно 18 млн. рублей. Гостиницу военного городка приспособили под общежитие для служащих офицеров из гарнизона – другого подходящего здания в Чернецком нет. В городке закрыли даже единственный переговорный пункт, лишив жителей телефонной связи. По самым радужным подсчетам, чтобы сделать село пригодным для жизни, надо найти минимум 300 млн. рублей.
Министерство обороны, в чьем ведомстве был городок, обязано либо выделить денег на восстановление Чехова-7, либо переселить ветеранов в место с достойными условиями жизни. «Когда строили Чехов-7, никто и не предполагал, что военным придется задержаться здесь на 18 лет, – рассказал «НИ» Станислав Горбачевский. – Городок изначально был лишь временным населенным пунктом. Предполагалось, что после службы военные получат квартиры в других городах и уедут отсюда. В действительности жилье получили лишь пять человек – те, кто уволился еще в 1988 году».
С 1992 года финансирование на обеспечение жильем военных пенсионеров начало сокращаться, а в 1998-м квартиру стало возможно приобрести только при помощи жилищного сертификата, с возмещением 50% стоимости жилья. Такая сумма, даже несмотря на скидку, оказалась неподъемной для военных с мизерной зарплатой. Им оставалось только надеяться на то, что когда-нибудь их очередь на бесплатное жилье от Минобороны подойдет. Но в прошлом году военные чиновники приняли решение исключить Чехов-7 из перечня закрытых военных городков и передать его в муниципальную собственность. Единственный ответ, которого добились недоумевающие ветераны от начальника службы расквартирования и обустройства Минобороны, – «решение об исключении из перечня принято в связи с целесообразностью».
«Исключив Чехов-7 из списка закрытых военных городков, нас лишили права на жилье. Теперь Минобороны нам ничего не должно! Раньше мы могли хоть надеяться на переселение. Ведь по закону военным нужно давать жилье в населенном пункте, а Чехов-7 таковым не являлся. Это просто военная база, – рассказал «НИ» Станислав Горбачевский. – Муниципалитет же вовсе не обязан нас переселять».
Теперь условия жизни ветеранов должны стать головной болью муниципалитета. Впрочем, предложение властей близлежащего села Стремилово перейти под их крыло жителей не обрадовало. Да и местные власти, надо полагать, от перспективы выделять деньги на городок, свалившийся на них, как снег на голову, не в восторге. Средств на реконструкцию Чехова-7 им взять неоткуда.
Местные жители хотят вернуться под крыло Минобороны и получить наконец-то свои обещанные квартиры. Но, увы, чиновники к их мольбам глухи. «Что человек должен сделать, если ему не нравится место, в котором он живет? У него есть возможность продать жилье и переехать в другой город, – рассказали «НИ» в пресс-службе Министерства обороны. – Тем более исключение Чехова-7 из перечня закрытых военных городков дает возможность жителям приватизировать свои квартиры». Впрочем, вероятность того, что кто-то мечтает купить полуразвалившуюся «времянку» в лесу практически нулевая.
Слабым утешением служит тот факт, что жители Чернецкого не одиноки в своей беде. «В России, особенно в Московской и Тульской областях, можно насчитать множество таких маленьких закрытых городков. Раньше они формировали пояс противовоздушной обороны, – рассказал «НИ» председатель Московской городской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Евгений Конюхов. – В них до сих пор ютятся пенсионеры, так и не получившие собственные квартиры. Многие военные получали квартиры через 8–10 лет после отставки, да и то после обращения в разные инстанции».
РОДИНЕ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ Ситуация, в которой оказались жители городка Чехов-7, не уникальна. В 2001 году похожая ситуация сложилась в военном городке Шиловского полигона (Новосибирская область). После исключения его из перечня закрытых военных городков военные не только утратили право на бесплатное жилье, но и лишились возможности получения жилищных сертификатов. Тогда общественный резонанс вызвало дело старшего прапорщика Дмитрия Бездетко, подавшего иск в Новосибирский гарнизонный военный суд. Квартиру в Новосибирске военный так и не получил. В 2005 году Министерство обороны приняло решение рассекретить еще 47 военных городков закрытого типа. Как заявил тогда полковник Василий Гребенюк, начальник пресс-службы службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ, эти меры «помогут оздоровить обстановку в закрытых военных городках, понизить в них социальную напряженность». В списке объектов Московской области, чей статус следовало изменить, значились Видное-4, Солнечногрск-7, Сергиев-Посад-14 и Наро-Фоминск-10. За жителями этих городков закрепилось лишь право приватизировать свои квартиры. |