На визит президента Карзая в Туркмению в Афганистане возлагали большие надежды. Афганского лидера в этой поездке сопровождали главы МИД и других министерств, журналисты и предприниматели. Главным пунктом повестки дня визита стал проект газопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия.
Общая протяженность «трубы» должна составить 1,4 тыс. км, пропускная способность – 33 млрд. кубометров газа в год. Стоимость проекта оценивается в 3,5 млрд. долларов.
При покойном Сапармурате Ниязове этому проекту препятствовали два фактора: нестабильность в Афганистане и нежелание самого Туркменбаши провести независимый мониторинг туркменских запасов газа. Поэтому никто из потенциальных инвесторов не хотел вкладывать средства в это рискованное дело. Правительство Ниязова утверждало, что разведанные запасы газа в стране составляют 22,5 трлн. кубометров. Однако доказанные запасы газа не превышали 3 трлн. кубометров.
Тем не менее, Туркменбаши пытался экспортировать «голубое топливо» не только в Россию, но еще и на Украину (до 35 млрд. кубометров в год) и другие страны СНГ, а также в Иран (8 млрд. кубометров в год). Сама Туркмения потребляет 10–12 млрд. кубометров в год. С учетом российских контрактов, рассчитанных на 25 лет (1,6 трлн. кубометров), Туркмения в ближайшие 25 лет должна была экспортировать около 2,8 трлн. кубометров газа. Получалось, что уже через четверть века запасы туркменского газа могут просто иссякнуть. В связи с этим в 2004 году российский «Газпром» договорился с американской компанией DeGolyer and MacNaughton, чтобы та провела аудит запасов газа в Туркмении. Но под давлением Ашхабада эта компания отказалась оглашать результаты аудита, ссылаясь на то, что вся информация об этой работе является конфиденциальной.
Канвал СИБАЛ, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индия в РФ: – До последнего времени было неизвестно, какими реальными природными ресурсами действительно располагает Туркменистан. Я полагаю, что какое-либо независимое международное агентство должно провести гласный мониторинг запасов, которые есть у этой страны (так это происходит в других государствах накануне принятия серьезных решений). В первую очередь речь идет о проекте газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия, не случайно застрявшем на этапе его реализации, при том, что подписано уже немало соглашений по этому вопросу. Не помогало даже то, что российские компании взяли на себя роль подрядчика в этом деле. Ведь Сапармурат Ниязов обещал газ и Китаю, он говорил о каких-то огромных запасах этого сырья в своей стране. Что касается Индии, то во времена Ниязова экономическое сотрудничество с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном носило для нас более продуктивный характер, чем с Туркменистаном. Подготовил Алексей АНДРЕЕВ |