Posted 17 июня 2007, 20:00
Published 17 июня 2007, 20:00
Modified 8 марта, 02:17
Updated 8 марта, 02:17
В Панаме на прошлой неделе завершилась очередная, 37-я генассамблея Организации американских государств (ОАГ). Хотя ОАГ является старейшим в мире региональным объединением (возникшим еще в 1948 году), задачи, решаемые на ее форумах, не укладываются в локальные рамки. Тем более что эта организация, в которую входят все страны Западного полушария, кроме Кубы, послужила историческим прообразом такого рода сообществ на других континентах.
В период «холодной войны» советская пропаганда именовала ОАГ не иначе как «министерством колоний» США. Клише безупречно работало, тиражировалось органами печати и сопровождалось едкими карикатурами тучного «дяди Сэма» в окружении латиноамериканских карликов. Теперь Россия обрела при ОАГ статус постоянного наблюдателя, присматривается к происходящим там процессам. Тем не менее сотрудничество с этой организацией все еще носит чисто формальный характер, а ее опыт остается у нас практически невостребованным. Между тем, когда мы говорим о «ближнем зарубежье» таких стран, как Россия и США, невольно напрашиваются аналогии между ОАГ и СНГ.
Когда после развала СССР лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств, в Латинской Америке, например, это было воспринято, как попытка создать на постсоветском пространстве некое подобие Организации американских государств. Если продолжать подобную аналогию, можно констатировать, что опыт не удался – получился некий суррогат, своего рода «квази-ОАГ». Конечно, на пространстве СНГ следует учитывать конкретные исторические особенности постсоветских стран, однако у нас дело не дошло даже до таких элементарных вещей, как создание механизмов совместного политического и экономического мониторинга (с чего как раз и начинали в ОАГ). Впрочем, последнее время появляются некоторые признаки, что лед все-таки тронулся. Так, на недавней встрече глав государств содружества, состоявшейся в Санкт-Петербурге, было принято решение утвердить новую концепцию развития СНГ на саммите в Душанбе в октябре 2007 года.
В деятельности самой ОАГ, конечно, наблюдаются и подъемы, и спады, и различные кризисные явления. Но было бы ошибочным полагать, вслед за отечественными пропагандистами былых времен, будто американским сообществом верховодит «большой брат» из Вашингтона и делать из этого соответствующие выводы для родных пенатов. ОАГ реально является «сообществом равных», независимо от размеров территории и численности населения тех или иных входящих в нее стран. Так, когда США при избрании нынешнего генсека ОАГ пытались провести своего кандидата, они проиграли с разгромным счетом, уступив сторонникам избрания чилийского политика Хосе Мигеля Инсульсы. А накануне панамской встречи Венесуэла выражала недовольство вмешательством США и их союзников в свои внутренние дела и даже грозилась выходом из ОАГ. Но до этого все же не дошло. Ведь и сами венесуэльцы вряд ли забыли, как в период длительной конфронтации президента Уго Чавеса с оппозицией ОАГ приложила максимум усилий, чтобы не довести это противостояние до вооруженного конфликта.
Вообще приоритетными задачами этой многопрофильной организации остаются поддержание мира и безопасности в регионе, совместное решение политических, экономических, правовых проблем стран-членов, содействие их социальному и культурному развитию. В рамках ОАГ существует разветвленная и отлаженная сеть специализированных учреждений, советов и институтов. Еще в 2001 году была принята Межамериканская демократическая хартия, определившая главные векторы развития сообщества. «Народы Америки, – провозглашается в этом документе, – имеют право на демократию, а их правительства обязаны развивать и защищать ее. Демократия является важнейшим условием социального, политического и экономического развития народов американского континента».