Posted 29 мая 2007, 20:00
Published 29 мая 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:36
Updated 8 марта, 08:36
Сапармурат Ниязов правил Туркменией ровно 21 год. За это время его портреты и памятники были установлены во всех городах и селах страны. Только в Туркменабаде (бывший Чарджоу), втором по величине городе Туркмении, насчитывалось более 500 статуй и портретов вождя всех туркмен. Но как только президент умер, число его портретов, размещенных на улицах туркменских городов, резко сократилось. Некоторые просто убрали, а другие поменяли на изображения нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова.
Эксперты полагают, что демонтаж статуй – это не начало борьбы с культом личности в стране, а скорее переход к возвеличиванию образа нового президента страны. Самостоятельно ни городские власти, ни руководство каракулевого завода не решились бы убрать памятник, и скорее всего, соответствующее распоряжение поступило из более высоких инстанций. Но какими бы ни были мотивы этого решения, сам факт демонтажа памятника «отцу всех туркмен» говорит о том, что новые власти всерьез начали избавляться от наиболее одиозной части наследия покойного вождя. Но делать это они будут постепенно, чтобы не допустить в стране никакой политической вольности.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов заявил «НИ», что демонтаж памятников Ниязову связан с тем, что культ Туркменбаши мешает Гурбангулы Бердымухаммедову: «На Востоке принято, что лидер у нации должен быть один. Иначе все заслуги нынешнего главы государства будут меркнуть по сравнению с теми, которые были у Ниязова. Поэтому Бердымухаммедов вскоре после своего избрания президентом Туркмении убрал из текста клятвы, которую ежедневно обязаны произносить жители республики, упоминание о Ниязове». Теперь, считает эксперт РИСИ, настала очередь и памятников экс-президенту.