Posted 23 мая 2007, 20:00
Published 23 мая 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:39
Updated 8 марта, 08:39
Сами реформаторы настроены бескомпромиссно. Подавляющее большинство больниц и поликлиник будут приватизированы. Как объяснила «НИ» заместитель министра здравоохранения и социальной защиты Грузии Тата Чантуридзе, «это развитые страны могут позволить себе осторожное реформирование отдельных направлений такой чувствительной сферы, как здравоохранение, мы же этой возможности лишены».
При этом правительство планирует максимально поощрять частное медицинское страхование. «Два миллиона человек в Грузии ежемесячно тратят по 50 лари (около 84 долларов. – «НИ») на мобильную телефонную связь. Это означает, что половина населения нашей страны может свободно платить по 10 лари за пакет медицинской страховки. Хотя мы понимаем, что официально 34% грузинских граждан живут ниже черты бедности, то есть ожидать, что эти люди смогут оплачивать медстраховку, нельзя. Их будет субсидировать государство. В минздраве уже работают над внесением соответствующих изменений в законодательство», – уверена г-жа Чантуридзе.
Но одно дело планы, а другое – реальность. Как сказал «НИ» эксперт по экономическим вопросам, соучредитель оппозиционной политической партии «Национальный форум» Нико Орвелашвили, уже выданные части населения полисы покрывают только отдельную диагностику и отдельные процедуры. «А у людей заболевания, сами понимаете, разные. И довольно часто предусмотренное полисом медобслуживание и лечение, необходимое определенному больному, не совпадают. Я помню, когда люди в негодовании рвали перед телекамерами эти полисы, а министр здравоохранения Ладо Чипашвили выглядел ошеломленным – в чем дело? Его самого надо поставить в то же положение, что и этих людей. Раньше у них хотя бы было право обращаться в медицинское учреждение по профилю, им оказывали услугу, а потом министерство ее оплачивало, а сейчас министерство фактически настоятельно рекомендует, чтобы все болели одной болезнью»,– говорит Орвелашвили.
В минздраве утверждают, что приватизация больниц вызвала большой интерес у предпринимателей, крупнейшие инвесторы уже определены. Они получат старые здания и прилегающие к ним земельные участки, а взамен построят сто новых больниц, которые должны заменить 300 ныне существующих. Особый акцент делается на маленькие районные (каждая на 15–25 коек) и региональные (начиная с 50 до 100 коек) больницы. В Тбилиси же будут расположены клиники, рассчитанные на 200–250 коек. «Мы считаем, что Грузия не та страна, где должны существовать больницы на 300 и более коек», – подчеркивают в минздраве.
«Это не реформа, а карикатура на нее. В такой стране, как Грузия, самый оптимальный вариант – больница, рассчитанная на 200 коек», – считает Нико Орвелашвили. – Это просто политическая игра с населением, то же самое, если бы кто-то пообещал вам подарить «Мерседес», а потом бы дал игрушечную модель этой машины. На самом деле в ходе реформы будут упразднены около десяти тысяч коек, а вместо них мы получим всего полторы тысячи койкомест. На месте же старых больничных зданий появятся развлекательные центры, парки, бары, гостиницы», – говорит он.
Неоднозначную реакцию среди профессионалов вызвало и известие о том, что в Грузии будут закрыты психиатрические больницы. Их пациентов переведут в многопрофильные городские клиники. Однако психиатры, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «НИ», считают, что это противоречит мировой медицинской практике.