– Владимир Игоревич, эксперты считают, что обновленный закон ускорит формирование цивилизованного рынка туристических услуг в стране. Вы сами как считаете: закон действительно станет судьбоносным?
– Его судьбоносность в том, что наконец-то будут созданы условия для цивилизованной конкуренции. Финансовая ответственность туристических компаний в той или иной форме есть во многих странах. Этот механизм уже давно действует – и эффективно – в странах Западной и Восточной Европы и некоторых странах СНГ. Мы к этому шли долго. Российский рынок возникал стихийно, рос, как базар, на котором в итоге появилось много компаний, называющих себя туроператорами, но по сути являющихся турагентами. Так называемые туроператоры позволяли себе совершенно безответственное поведение по отношению и к клиентам, и к другим, добросовестным, участникам рынка. Сознательный ценовой демпинг или невыполнение своих обязательств были не редким явлением. Теперь ситуация должна измениться.
– Тогда почему до сих пор говорят, что закон уничтожит небольшие компании, спровоцирует неоправданный рост цен на путевки? Ведь те, кто «против», тоже профессионалы в сфере туризма и, стало быть, их доводы небезосновательны?
– Время мелких и страдающих от постоянной нехватки средств компаний уходит в прошлое, на рынке останутся лишь те, кто способен отвечать за свою деятельность и успешно конкурировать с иностранными компаниями. Но это нравится далеко не всем. Выступают против новых правил те, кто до сих пор работает «в черную», у кого платежи не проходят через банк, и они, конечно же, не смогут получить в такой ситуации фингарантию. Не довольны ушлые предприниматели, практикующие создание нескольких компаний-дублеров со схожими названиями. Наконец, есть компании, которым во что бы то ни стало хотелось называться туроператорами: красивое название, привлекает дополнительных клиентов… Хотя реально, по своей сути, на 99% это – турагентства, продающие чужие туры. Таким фирмам, когда вступит в действие обновленный закон, придется переходить в зону турагентств. Добросовестные же участники рынка понимают, что создаются условия для здоровой конкуренции, атмосфера ответственности, а не безответственности. Понимаете, о чем я говорю? Если я работаю ответственно, то я хочу, чтобы люди вокруг меня тоже относились к своей работе с ответственностью. Тогда мы в равных условиях. А если я работаю ответственно, а трое других нет, то я оказываюсь в худших условиях. А что касается цен на путевки, то могу сказать следующее: они не могут вырасти лишь от чьего-то желания. Ведь дефицита турпутевок не наблюдается, скорее, переизбыток. На рынке острейшая конкуренция. И если вы взяли и повысили цену, а я не стал это делать, то все ваши клиенты уйдут ко мне. И что вы будете делать? Через два дня снизите цену и сделаете ее даже ниже, чем у меня. Это закон рынка и для профессионалов заявления о грядущем неоправданном повышении цен звучат просто смешно.
– Подготовка и принятие поправок фактически раскололи рынок на два лагеря: те, кто «за», и те, кто «против». Именно этим было вызвано создание Ассоциации туроператоров России (АТОР) в противовес Российскому союзу туриндустрии (РСТ)?
– Почему-то у всех сложилось мнение, что РСТ был единственным выразителем мыслей всей туриндустрии. На самом деле сегодня в сфере туризма России работают 49 общественных организаций. РСТ создавался, когда рынок был диким, и в него вступали все – туроператоры, турагенты, рестораны, музеи, локальные перевозчики. В результате организация превратилась в некое объединение, не способное ни выражать, ни отстаивать интересы конкретных участников рынка. Никаких конструктивных предложений от них не поступало. Поэтому и возникла АТОР, выражающая интересы серьезного туроператорского сообщества – компаний, активно участвующих и в законотворческой работе, и вообще заинтересованных в развитии рынка. Сегодня в АТОР входит около 50 компаний, и ассоциация продолжает расширяться.
– Для чего нужны бизнесу общественные организации?
– Для решения каких-то важных вопросов, из-за которых тормозится развитие отрасли. Туроператоры заинтересованы в том, чтобы все работали по определенным, понятным для них правилам: визовые и консульские службы, перевозчики, прежде всего авиационные, турагентства. Ну, и чтобы была как-то унифицирована работа с конечным потребителем. Сейчас, например, разрабатывается единый бланк туристической путевки. Российские туроператоры заинтересованы в том, чтобы были хорошие условия для участия в выставках, чтобы иностранные компании, которые приходят на наш рынок, были в равных с ними условиях. Вот для этого и нужны общественные организации – для отстаивания интересов бизнес-сообщества.
– И чтобы сделать рынок прозрачным?
– Это больше государственная задача. Для них, наверное, важнее создание равных условий для конкуренции. Если компания серьезная, то прозрачность со временем придет.
– Прозрачность, повышение ответственности… Это уже характеристики серьезного бизнеса с большими планами на развитие. Можно ли говорить о проведении IPO?
– Планы есть у многих, но это не ближайшая перспектива. Могу сказать, что в нынешнем году ценные бумаги выпускать и размещать никто не будет.
– Поговорим о потребителях. Что выигрывают клиенты с принятием поправок?
– Гарантию того, что если туристическая компания не выполнит свои обязательства, человек сможет расторгнуть с ней договор и получить назад свои деньги. К сожалению, случаи, когда туристы не получают обещанное, стали в России массовыми. Купил человек путевку, в договоре написано, что у него отель – четыре звезды и первая линия, то есть приблизительно 100 метров от моря. А на месте оказывается, что отель – всего две звезды и расположен в километре от моря. Я знаю случай, когда людей в Болгарии поселили вообще за 40 км от моря: обещали Албену, а привезли в город Добрич. К морю ездили на автобусе, а заплатили-то за то, чтобы пешком на пляж ходить. Вернувшись с такого отдыха, человек вполне обоснованно идет в суд, выигрывает его, приходит с исполнительным листом в туристическую компанию и слышит: «Извините, но денег-то у нас нет. Вставайте в очередь и ждите». Понятно, что в такой ситуации своих денег он никогда не получит. Но теперь достаточно будет прийти с исполнительным листом в банк или страховую компанию и получить свои деньги из фингарантии или страховки. Если турист прав, он может не беспокоиться: деньги свои он получит.
– Вы сказали, что случаи обмана клиентов стали массовым явлением. Есть какой-то черный список недобросовестных компаний?
– Статистики такой не существует, да ее и невозможно собрать. Судить можно лишь по тому огромному количеству жалоб, которые поступают и в Ростуризм, и в другие организации – общественные и потребительские. Но тех, кто не жалуется, полагая, что это бесполезное дело, еще больше. С введением же новых правил туроператору станет невыгодно делать плохо свою работу, потому что отвечать за результат придется своими деньгами.
– Как в новых условиях будут действовать незаконные компании – те, кого не внесут в реестр туроператоров?
– Никак. Вы купите путевку у компании, которая не вошла в реестр?
– Я – нет, но доверчивых людей у нас еще немало…
– Государство предпринимает все необходимые меры для информирования граждан. Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение – банковскую гарантию исполнения своих обязательств или застраховавших свою гражданскую ответственность в размере 500 тыс. рублей для тех, кто работает внутри России, и 5 млн. рублей для тех, кто организует зарубежные поездки, – будут вноситься в реестр туроператоров, и только участники этого реестра смогут заниматься туристической деятельностью. Реестр в свободном доступе на сайте Федерального агентств по туризму для всех – для российских и иностранных туристических и транспортных компаний, гостиниц, генконсульств и, разумеется, для туристов. Не заявившие о себе и, соответственно, не внесенные в реестр, компании просто не смогут работать: консульства не будут принимать от них документы, авиакомпании не будут бронировать билеты… Наверное, какие-то фирмы попытаются воспользоваться наивностью легковерных людей, но это уже будет ни что иное, как мошенничество. Да и туроператоры будут с удовольствием информировать заинтересованные инстанции о нелегальных компаниях.
– Можно ли теперь с уверенностью говорить, что российский турист защищен?
– Да. Закон создает необходимые правовые гарантии для защиты российских туристов, качество и безопасность услуг должны повыситься. Жизнь показала, что традиционные способы правовой защиты граждан, эффективные на потребительском рынке, не всегда срабатывают в сфере туризма. Поэтому и пришлось ввести дополнительные механизмы финансовой ответственности компаний перед их клиентами. Теперь информация о реестровом номере туроператора будет обязательным условием договора о предоставлении услуг. Если она не предоставлена туристу, договор считается незаключенным. Закон в новой редакции обязывает туроператоров включать в договор и информацию о потребительских свойствах турпродукта: о программе пребывания, о маршруте и условиях путешествия, об условиях проживания, питании, перевозке, о наличии гида и дополнительных услугах.
– Россияне стали больше ездить по стране. Почему растет популярность внутреннего туризма: цены снизились или качество услуг повысилось?
– Скорее, второе. Появляются новые гостиницы с хорошим уровнем сервиса, питанием. Поэтому и востребован отдых в России. Зачем ехать куда-то, если можно с комфортом отдохнуть, скажем, в Подмосковье? Сегодня все решает конкурентоспособность предложения: места отдыха появляются, гостиницы строятся, индустрия развивается, желание инвестировать в эту сферу прежде всего в гостиничный сектор, у предпринимателей есть. Но гостиниц по-прежнему мало.
– Это одна из причин того, что иностранцев едет в Россию меньше, чем нам бы хотелось?
– Да, хороших отелей не хватает, за один день их не построишь. Много времени уходит на всевозможные согласования, разработку проекта. Возможно, именно из-за этого мало гостиниц строят в Москве. На 2007 год в столице было запланировано 13 новых отелей, если 7–8 будет – хорошо. Так что многое зависит еще от местных властей.
– В европейских странах очень развит семейный гостиничный бизнес. А у нас?
– У нас таких отелей много на юге. В Сочи порядка 400 гостиниц готовы будут принять участников и гостей Олимпиады 2014 года, если город победит в конкурсе претендентов на место проведения Игр. И больше половины из них – как раз малые, семейные отели. Сочи – один из немногих наших регионов, где достаточно гостиниц разных ценовых категорий – от недорогих до фешенебельных. Заявочному комитету мы представили более 34 тыс. номеров, в случае проведения игр там построят гостиницы еще на 80 тыс. мест. Существует федеральная целевая программа развития Сочи как горноклиматического курорта, предусматривающая два варианта: если город выиграет Олимпиаду, то будет выделено порядка 190 млрд. рублей, если же нет – порядка 58 млрд. рублей из федерального бюджета. В любом случае финансирование региона не прекратится.
– 1 марта 2007 года были опубликованы результаты впервые проведенного исследования Всемирного экономического форума в Давосе, определившего максимально привлекательные для развития туризма страны. Россия заняла в рейтинге 68-е место. Как вы относитесь к такому «достижению»? И что делает Ростуризм для привлечения иностранцев в Россию?
– Цифры и рейтинги – лукавая вещь. Могу сказать, что рейтинги живут сами по себе, а жизнь идет сама по себе. Конечно, у нас не самая туристическая страна, долгие годы туризму вообще уделялось мало внимания. И нам не стоит пытаться встать в один ряд с самой посещаемой страной мира Францией, или Италией, или Турцией. Но у нас неплохие возможности. Самой пляжной страной мы не станем, не те у нас климатические условия, а вот развивать востребованные направления надо. Кроме того, я уверен, что этот рейтинг не учитывал изменения в российском туристском законодательстве, ведь он составлялся раньше, чем был принят закон. В следующем году наше место может стать заметно выше.
– А направления какие надо развивать?
– Культурно-познавательный туризм, уникальные природные уголки – Байкал, Камчатка. Ну, и конечно, Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца. Ростуризм участвует в крупнейших зарубежных выставках, активно рекламирует наши туристические маршруты прежде всего в тех странах, откуда к нам, в основном и едут – в Германии, Великобритании, Испании, Франции, Китае, издает информационные материалы.
– 2007 год – год Китая в России. Китайских туристов станет больше?
– Турпоток между Китаем и Россией нарастает, но медленно. По статистике, цифры огромные: в Россию в прошлом году въехало порядка 700 тыс. китайцев, а в Китай – более 2 млн. 300 тыс. россиян. Но подавляющее большинство и с той, и с другой стороны – это перевозчики грузов, приграничные челноки. Мы же заинтересованы в привлечении настоящих туристов – которые едут к нам с фотоаппаратами посмотреть наши достопримечательности, отдохнуть и оставить в России реальные деньги. Точно также и наши китайские коллеги заинтересованы в том, чтобы россияне ехали посмотреть на красоты и памятники Пекина, Шанхая, отдохнуть на курортах острова Хайнань. Из конкретных мер могу назвать начало безвизовых поездок китайских туристов в Москву и некоторые другие города, и открытие в этом году новых воздушных маршрутов между странами. В частности, появятся дополнительные рейсы в Санкт-Петербург, что, несомненно, повысит привлекательность нашей Северной столицы.