Posted 22 мая 2007, 20:00
Published 22 мая 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:39
Updated 8 марта, 08:39
Начав подводку к репортажу из Киева, ведущая программы «Вести» произнесла: «Украина продолжает удивлять». Сказано было с целой гаммой обертонов: чуть-чуть иронически, в то же время и снисходительно, а отчасти и с неким сочувствием. Так людей, чей рассудок в полнейшем порядке, приглашают взглянуть на обитателей сумасшедшего дома. Что же удивительного происходило на тот момент в соседней стране? Оказалось, вот что: президент Ющенко и премьер Янукович никак не могут договориться о дате досрочных парламентских выборов. Что первое и второе лицо в государстве не в состоянии прийти к согласованному решению в конкретном вопросе, что между ними в принципе возможны разногласия, да еще столь острые – это для нас удивительно? Не то слово!
Политический кризис на Украине продолжается уже два месяца и все никак не разрешится. В самый разгар его я побывал в Киеве. Ну что сказать? Да, человеку, приехавшему сюда из страны всепроникающей и всепобеждающей «вертикали», на Украине сегодня есть чему удивляться. Вот вам первый повод для удивления: Майдан сменил окраску. На пространстве, где два с лишним года назад торжествовало оранжевое, сегодня царит разноцветье. Флаги Партии регионов Виктора Януковича в этой палитре зримо главенствуют – почти вся площадь залита бело-голубым. Островки красного (коммунисты) и малинового (социалисты) дополняют пейзаж. Только оранжевый напрочь отсутствует: парламентская оппозиция велела своим сторонникам не ходить на Майдан.
Я смотрел на все это глазами российского уличного зеваки, успевшего повидать у себя на родине череду «Маршей несогласных» и все, что им сопутствовало. Смотрел и не мог не отметить: движение по Крещатику не перекрыто, милицейские кордоны и оцепление не выставлены. Обойдя Майдан по всей его необъятной окружности, я насчитал едва ли с десяток стражей порядка, спокойно наблюдавших за происходящим. Со своей стороны, и участники митинга не давали повода взять их в оборот. Я не слышал истерических выкриков. Не видел плакатов, призывающих кого-то поставить к стенке, обезглавить, порвать на куски. Не встретил ни одного человека в изрядном подпитии. В дни, когда российская пресса голосила: «Украина находится на грани гражданской войны!» – я на улицах Киева беседовал с теми, кто приехал поддержать правящую коалицию, и с теми, кто выступает на стороне оппозиции. Спрашивал, чем, по их мнению, может закончиться этот конфликт. «Миром», – отвечали и те и другие. «До крови, значит, не дойдет?» – «Исключено. Народ не делит Украину на оранжевую и бело-голубую. Янукович и Ющенко тоже не дураки, чтоб устроить в стране состязание стенка на стенку».
Причины очередного политического кризиса на Украине, конечно же, не сводятся к накаленным до крайности отношениям между президентом и премьером. И тем более к таким частностям, как предательство бывших соратников, нарушение договоренностей, перебежки из одного лагеря в другой. Настоящая причина нестабильности заключена в системе власти, сложившейся здесь после 2004 года. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Да и кадровый состав украинской власти после Майдана не претерпел серьезных изменений. Что революция не произвела на свет достаточного количества новых политиков, был вынужден признать и сам Виктор Ющенко. Отправляя в сентябре 2005 года правительство в отставку, он сказал: «Во власти было много новых лиц. Но лицо власти не изменилось». Добавим: и вряд ли могло измениться. Потому что новых лиц в команде президента, что бы он там ни говорил, было как раз немного. Практически все, кто получил посты в послереволюционном правительстве, до этого побывали во власти. Кабинет министров был сформирован из людей, в разное время и по разным причинам отправленных в отставку прежними президентами. Эту команду обиженных формировали обиженные больше всех – бывший премьер-министр Ющенко и бывший вице-премьер Тимошенко. В те дни многие отставники вернулись во власть. Кто-то – транзитом через Верховную раду и ее оппозиционную фракцию «Наша Украина», кто-то – сделав пересадку в бизнесе. Ющенко или Янукович – перед таким выбором бывшие министры не стояли. Ставленник власти, из которой их удалили, иных даже с треском, был для этих людей неприемлем заведомо. Загнанные в оппозицию незадавшейся государственной карьерой, они в январе 2005-го сами собой оказались в нужное время в нужном месте. За что и были вознаграждены.
Дело, впрочем, не только в том, что собирательный портрет нынешней украинской власти мог бы быть посвежее. Дело прежде всего в отсутствии отлаженных государственных механизмов, способных работать в автономном режиме, независимо от того, о чем в тысячный раз договорятся Ющенко с Януковичем или оба они – с Тимошенко, и кто кого потом «кинет». Все это – полный контраст российской системе власти. Но то, чему по велению отечественного телеэкрана нам надлежит удивляться, как раз и есть реальная политика со всеми ее издержками и противоречиями. Реальная политика, а не политтехнологический муляж. Первое отличается от второго как живая лиса от шубы из чернобурки.
…А в Румынии видали, что делается? Там непослушный парламент отстранил президента от должности, но на референдуме, состоявшемся в минувшее воскресенье, большинство граждан подтвердили свое доверие главе государства и тем самым постановили: импичменту не бывать. Тоже удивительная страна.