Церемония открытия прошла без излишней помпы, но со всеми обязательными атрибутами – звезды экрана прошлись по красной дорожке, президент фестиваля Жиль Жакоб произнес приличествующие случаю речи, показалось на публике жюри во главе со Стивеном Фрирсом, группа фильма «Черничные ночи», открывающего фестиваль, во главе с гонконгским режиссером Вонг Кар Ваем, который пару лет назад возглавлял здесь жюри, попозировала тележурналистам.
В консерватизме, строгом следовании традициям, сочетании гламура и рабочего стиля, буржуазности и демократичности и есть главная сила Каннского фестиваля, который продолжает оставаться самым престижным киносмотром мира. В жаркий солнечный день, за несколько часов до начала церемонии, неподалеку от фестивального дворца можно было увидеть совершенно вспотевших почетных гостей в смокингах и бабочках, которые тащили на себе тяжеленные чемоданы. Видно, только что приехали, живут рядом с дворцом, где движение практически перекрыто, и такси туда не пускают. Так и летели сюда, заштопоренные в смокинги, чтобы успеть забросить чемоданы и помчаться на каннскую ковровую дорожку, куда без строгого костюма и бабочки, понятно, никто не пустит. Будь ты Ален Делон или голливудский босс – перед Каннской лестницей все равны.
Удивляет, что ожидаемого суперпраздника в честь юбилейного фестиваля пока не видно. Говорят, у Канн срезали бюджет, и вообще на культуру теперь во Франции внимания обращают меньше. Круазетт как Круазетт. Пальмы, которые, помнится, на 50-м юбилее фестиваля сверкали нарядными лампочками, стоят голые. Набережная, вся слепившая в тот год немыслимой мишурой, когда из моря поднимались гигантские муляжи тогдашних шреков, сегодня тиха и скромна.
Даже официальный обед по случаю открытия фестиваля и премьеры «Черничных ночей» был более скромным, чем обычно – ограничились обычным фуршетом, где звезды вынуждены были есть-пить-гулять. После официального обеда гости разбрелись –каждый «по своим интересам». Автору этих строк удалось остаток вечера провести в милом клубе «для своих», где тусовались французские продюсеры и актеры, где под тихие звуки рояля что-то томно напевала одна из «восьми женщин» Франсуа Озона – Фирмин Ришар.
В отсутствие большого юбилейного шика каннская публика вплотную занялась главным – просмотром конкурсного и внеконкурсного кино. Две первые картины, которые здесь уже успели продемонстрировать, оказались вполне достойными показа на главном фестивале мира. Вонг Кар Вай с его «Черничными ночами», как всегда, музыкален и пластичен, визуально восхитителен, актеры роскошны. Но если дорога Вонг Кар Вая и дальше будет лежать в Голливуд – к большим гонорарам и, как правило, стиранию индивидуальности, будет жаль.
По поводу второй конкурсной картины – румынской ленты Кристиана Минджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня» о жизни при социализме, мнения разделились. Некоторые считают ее очень сильной, другие – маленькой, неброской, недостойной столь важного фестиваля, как Каннский.
Следующим после румынского фильма в каннской программе значилось российское «Изгнание» Андрея Звягинцева. На «нового Андрея» тут поглядывают с интересом, ждут чего-то особенного. Его невероятный успех в Венеции памятен многим. По ночной Круазетт, где кого только не встретишь, от папарацци до звезд Голливуда, нервно прогуливается продюсер картины Дмитрий Лесневский с мамой Иреной, а также снявшийся в «Изгнании» актер Константин Лавроненко. Что-то их ждет? Однако даже если наград они с собой не увезут, само участие в каннском конкурсе известного лишь одним фильмом российского режиссера – это уже успех. Ну а любовь ему здесь обеспечена. Если Каннский фестиваль раз обратил на режиссера внимание, дальше он этим вниманием его не оставит.