Отечественное кинопроизводство набирает обороты, не боясь насыщения рынка. Число находящихся в работе российских фильмов уже не поддается учету – одни говорят о двухстах, а другие насчитывают более пятисот. В нашей истории такой бум случался лишь дважды – в 1910-е и в начале 1990-х, и каждый раз его причиной была частная инициатива, сопряженная с надеждой на прибыль. И, хотя большую часть кинопотока всегда составляет мусор, любопытный разве что с социологической точки зрения, увеличение количества влечет за собой повышение качества. Об этом свидетельствует, в частности, возрастающий рейтинг конкурсной программы «Кинотавра», измеряемый оценками ведущих кинокритиков.
Из картин, отобранных в конкурс «Кинотавра», обращают на себя взгляд практически все. Одни – потому что это фильмы известных кинематографистов: к примеру, «Тиски» Валерия Тодоровского – жесткая социальная драма о наркомании, «Отрыв» Александра Миндадзе (режиссерский дебют знаменитого сценариста) – остро-психологическое исследование последствий гибели пассажирского лайнера, и экзистенциальный фильм «Лучшее время года» Светланы Проскуриной о глубинных отношениях мужчин и женщин. Другие – потому, что это вторые фильмы режиссеров, привлекших внимание своими первыми работами: «Простые вещи» Алексея Попогребского (начал с «Коктебеля»), «Русалка» Анны Меликян («Марс»), «Натурщица» Татьяны Воронецкой («Рецепт колдуньи») и «Яр» Марины Разбежкиной («Время жатвы»). Третьи – потому что это интригующие дебюты: «Жестокость» Марины Любаковой, «Кремень» Алексея Мизгирева, «Кука» Ярослава Чеважевского и «День рождения инфанты» юной Валерии Гай Германики, до сих пор известной лишь в документальном кино. Интересно, что впервые за все кинотавровские годы количество «женских» фильмов в конкурсе сравнялось с числом мужских: 7 на 7.
Вместе с конкурсом полнометражных фильмов стартует 8-часовой конкурс короткометражек, свидетельствующий о том, что короткий метр тоже набирает обороты и по причине кратковременности самой жизни может сравняться в популярности с длинным.
Разнообразными будут и внеконкурсные программы фестиваля. Тут и «Кинотеатр.doc», и «Кино на площади» для бесплатного развлечения сочинской публики, и «В зеркале документа», и первая часть программы «50 на 50», в которую вошли лучшие российские фильмы всех времен, отобранные киноведами и кинокритиками, и «Эйфория», составленная из новинок киносезона-2006–2007, и «Великолепная семерка» – избранные фильмы, номинировавшиеся на Национальную премию кинокритики и кинопрессы.
Председателем жюри в этом году будет строгий Вадим Абдрашитов. Судейскую компанию ему составят глава гильдии операторов Игорь Клебанов, киновед Сергей Лаврентьев, режиссер Борис Хлебников и прошлогодний лауреат «Кинотавра» актер Александр Яценко.