Оппозиционеры столкнулись с трудностями сразу после подачи заявки на проведение мероприятия. Так, 8 мая был задержан бывший нацбол Илья Гурьев, осужденный условно за захват в 2004 году администрации президента. Правоохранители ссылались на то, что он нарушил условия содержания и покидал город. В итоге суд изменил ему меру пресечения и г-н Гурьев ближайшие полгода проведет в колонии. Еще одного организатора марша, Дмитрия Трещанина, срочно призвали в армию. Правозащитники из ассоциации «Голос» попытались вступиться за задержанных, попросив прекратить «гонения». Днем того же дня к ним в офис пришли милиционеры и изъяли документы и жесткие диски компьютеров.
Пострадали и журналисты. 10 мая милиция задержала корреспондента газеты «Коммерсант» и съемочную группу «РЕН ТВ», которые пытались взять интервью у находящегося под домашним арестом нацбола Михаила Гангана. На следующий день милиция конфисковала компьютерную технику в самарской редакции «Новой газеты». Журналистам «Новой газеты» правоохранители предъявили постановление о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности, подписанное заместителем начальника ГУВД Самарской области. «Нам пояснили, что редакция подозревается в использовании нелицензионного программного обеспечения, – рассказала «НИ» собкор «Новой газеты» в Самарской области Дарья Григорьян. – Мне даже запретили продолжить работу на личном ноутбуке. Милиционеры еще не успели вынести компьютеры, как в дверях появились представители налоговой инспекции». Оказывается, издание подозревают в том, что оно недоплачивает налоги. Сами же журналисты уверены, что в этой истории следует искать политические мотивы. «У нас уже вышла одна статья о марше, готовилась еще одна. Скорее всего, силовики решили таким образом нас утихомирить», – предположила г-жа Григорьян. Как бы то ни было, милиционеры сорвали выпуск понедельничного номера «Новой». Обыски прошли также и в офисе информационного агентства «Волга-информ», которое располагается в одном здании с «Новой газетой». В связи с этим Международный комитет по защите журналистов выпустил заявление, в котором выразил озабоченность происходящими в Самаре событиями.
В пятницу председательствующая в Европейском союзе Германия обратилась к российским властям с призывом разрешить намеченный на 18 мая в Самаре и приуроченный к саммиту Россия – ЕС «Марш несогласных». Как заявил официальный представитель правительства Германии Томас Штег, «критики должны иметь возможность высказаться». Вечером того же дня организаторы марша сообщили, что удалось согласовать с властями проведение акции в центре города. Однако активистам рано было радоваться. На следующий день, в субботу, во время расклейки листовок с призывом прийти на «Марш несогласных» были задержаны еще четверо активистов «Другой России». А вчера сотрудники УБОПа днем задержали одну из организаторов марша Анастасию Курт-Аджиеву и члена федерального комитета «Марша несогласных» Юрия Червинчука. Позже был задержан отец Анастасии – главный редактор «Новой газеты в Самаре» Сергей Курт-Аджиев вместе с журналистом Михаилом Кутейниковым.
«Мы шли по улице, как вдруг остановилась машина, из которой вышли сотрудники УБОПа и попытались нас задержать, – рассказала «НИ» Анастасия Курт-Аджиева. – Они сказали, что у них есть оперативная информация, якобы у нас в сумках находятся гранаты. Я дозвонилась папе, он приехал, и его тоже задержали. Он спросил, за что, но ему ничего не объяснили». В отделении милиции, куда доставили задержанных, на вопрос «НИ» о причинах задержания отреагировали весьма эмоционально. «На каком основании я вам должен что-то рассказывать?! До свидания!» – буркнул милиционер и бросил трубку. Задержанные находились в отделении до вечера. За это время милиция все-таки получила из мэрии города подтверждение, что марш разрешен. Для этого главе городского округа Самары Александру Кузнецову пришлось лично съездить в РОВД. Как рассказала «НИ» Анастасия Курт-Аджиева, к вечеру правоохранители сказали молодым людям, что задержали их «за неподчинение сотрудникам милиции». «А гранату не нашли, они осмотрели наши сумки и нашли листовки, которые сидели и считали», – добавила она. Сейчас, по мнению организаторов акции, обстановка в городе напряженная. Пока задержанные сидели в отделении, туда подвезли еще двоих активистов «Другой России», которых поймали на расклейке листовок. «Я могу сказать однозначно, что сотрудникам правоохранительных органов совершенно наплевать на администрацию города Самары, которая дала нам разрешение на проведение данного мероприятия», – сказала г-жа Курт-Аджиева.
«В Самаре силовые органы действовали жестче, чем действовали власти в Москве и Санкт-Петербурге, – сказала «НИ» помощник Гарри Каспарова Марина Литвинович. – У нас в первый раз был такой случай, когда человека посадили в тюрьму». Представители «Другой России» считают, что давление на организаторов марша происходит не без ведома федеральных властей. «Никто не решится сажать людей, если нет такой установки, – сказал «НИ» один из лидеров оппозиционной коалиции Эдуард Лимонов, который, как и лидер ОГФ Гарри Каспаров, собирается приехать 18 мая в Самару. – Наверняка был письменный приказ, потому что, насколько я знаю, милиции не доставляет большого удовольствия всем этим заниматься. Но только под давлением Германии власти в Кремле приняли иное решение». Оппозиционеры уже запланировали проведение очередных маршей на июнь месяц: в Москве, Санкт-Петербурге и еще в одном городе. «Поведение наших властей непредсказуемо, –сказала «НИ» Марина Литвинович. – Их действия не соответствуют никакой логике, и мы не знаем, будут они дальше нарушать закон или нет».