Posted 13 мая 2007, 20:00
Published 13 мая 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:45
Updated 8 марта, 08:45
– Вы газеты российские читаете?
– Газеты читаю, но далеко не все. Раньше смотрел еще и новости по телевизору, теперь перестал. Это так же стало неинтересно, как наши сериалы. Во всех сериалах одинаково страшно, во всех новостях – одинаково хорошо. Но, конечно, мне небезразлично, в какой стране я просыпаюсь…
– Сейчас у всех на слуху разговоры о советской коллекции мультфильмов. 547 мультиков находятся у американской компании, которую возглавляет эмигрировавший российский киноактер Олег Видов. Периодически предпринимаются попытки выкупить и вернуть эту коллекцию в Россию. Как вы считаете, это нужно нашей стране?
– Да, естественно, это очень хорошо. Ведь Россия должна исправлять собственные ошибки – надо было думать, когда продавали мультфильмы. Договор о продаже был составлен неграмотно: покупателям разрешалось делать монтаж, дубляж и вообще всячески калечить наши мультфильмы. Олег Видов как-то сказал мне, нисколько не смущаясь: «Ну, сейчас эти мультфильмы смотреть нельзя. Нынешний американский, да и российский зритель не выдерживают плана такой длины». Поэтому мультфильмы подрезались и укорачивались. Но ведь длина плана – это авторский почерк! Олег жаловался мне, что после того, как картины были подрезаны, у него остаются хвосты музыки. На что я ему говорил: «Олег, ты делаешь непоправимое!» Ведь когда действие на экране идет под четко наложенную музыку, зритель испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие!
– Получается, что, когда эти картины вернутся, вместо полных мультфильмов российские дети могут получить «порезанный» суррогат?
– А вот этого я вам сказать не могу. Будем надеяться, что Олег Видов вернет все в первозданном состоянии. Должны же у него были остаться негативы.
– Гарри Яковлевич, недаром говорят о кризисе в нашей мультипликации. Складывается такое впечатление, что за вашим поколением один Александр Петров и дальше пустота…
– Ну, это не так. Выросла целая плеяда профессиональных режиссеров анимационного кино. Такого количества полнометражных фильмов, которое выпускается сейчас, не было даже в советское время. В этом году выйдет десять картин. «Союзмультфильм», по крайней мере, такого не делал. Так что говорить о падении отрасли было бы неправильно. Отрасль поднимается. Другой вопрос – какое качество у этих фильмов. В советские времена режиссер не знал, сколько даже примерно стоит его фильм, но была другая сторона – призы за победы на фестивалях, в том числе и денежные, получали чиновники, а не авторы мультфильма. Сейчас же, например, производство одной минуты анимации стоит 8–9 тысяч долларов, а минута, за которую телевидение покупает мультфильм, – 50 долларов.
– Вы уже несколько лет готовите новый полнометражный мультфильм «Гадкий утенок». Расскажите, каким он будет?
– Собственно говоря, от оригинала Андерсена осталось только превращение в лебедя. В мультфильме будет использовано сразу три вида технологий: кукольная, рисованная и пластилиновая. Кроме того, в картине – час музыки Чайковского, записанной симфоническим оркестром под руководством Владимира Спивакова. Вокальное наложение сделано известными актерами, в том числе и хором Михаила Турецкого. Стихи написаны замечательным поэтом Юлией Кимом. Вы знаете, каждый раз, когда я рассказываю под музыку сюжет мультфильма, финал вызывает у меня слезы, и я надеюсь, что такое же ощущение будет у зрителя.
– Недавно на экраны вышел американский мультфильм, тоже про гадкого утенка. Не считаете, что он может отбить у вас потенциальных зрителей?
– Я скажу нескромно: когда выйдет мой фильм, об американском уже забудут. Я могу, например, похвастать тем, что в моем мультфильме одну из ролей будет озвучивать Владимир Спиваков. Я ему предложил говорить за петуха, отца гадкого утенка. Володя меня спрашивает: «А петух хороший?» – «Плохой!» – «Ну, ладно, пусть будет петух!»
– У вас в Москве есть своя студия. Нелегко было ее добиться?
– Если я буду рассказывать обо всех моих приключениях в 90-е года, у газеты не хватит полос. Мы с трудом нашли помещение для студии. Приходилось бороться на всех уровнях власти. Даже с Лужковым. Человек, который замолвил перед Юрием Михайловичем за меня словечко, через некоторое время с ним поссорился, и в результате на нашей папке с документами, которые мэр должен был подписать, был поставлен крест. Я потом ходил к Лужкову, как на работу. Сидел под дверью, а потом просто вкатился в кабинет. Мы с Лужковым друг на друга накричали, причем лексика была ненормативная. Но в итоге Юрий Михайлович передал помещение в аренду нашей студии. Но радоваться было рано, потому что супрефект района думал, выполнять решение правительства или нет. Пришел супрефект и говорит мне: «Половина помещения твоя, а половина будет моей». А я ему говорю: «У вас ведь депутатская неприкосновенность?» Он так самодовольно: «Да!» Ну, я взбеленился, и говорю: «Нас двое. Сейчас дам в рожу, и никто никогда не узнает!» А еще через некоторое время Лужков сделал нам царский подарок: аренда помещения для нас стоит один рубль за квадратный метр, за что ему отдельное спасибо.
– А «популярный» по тем временам рэкет приходил?
– Да, я ждал их прихода, и они пришли. Зашли два амбала в мой кабинет и начали приказывать: «Сейф открыть, документы на стол». А я им говорю: «Вы вообще-то в помещении, поэтому для начала снимите шапки. И потом, вы видели куда пришли? Это киностудия, мы делаем мультфильмы». И тут один другому говорит: «То-то, Лех, я гляжу, рожа у него знакомая. А какие мультфильмы делаешь?» Ну, я и назвал им первое, что вспомнил: «Летучий корабль». И тут бандюганы засияли и говорят: «Да мы на ваших мультиках воспитывались!» Я им на это ответил: « Хорошо воспитались, ребята!» Ну, а потом устроил им экскурсию по студии. Уходя, они спросили: А можно мы своих детей приведем на экскурсию?» И тут я не выдержал: «Как, вы еще и размножаетесь!?» На этом история с рэкетом кончилась.
– Сейчас появился телеканал, по которому потоком идут рейтинговые зарубежные мультики, и очень мало наших, российских…
– Спрашивается, зачем этот канал открыли? Сейчас модно говорить о патриотизме, но в данном случае патриотизм должен проявляться так: нужно показывать маленьким зрителям то, что будет формировать их как личность, то есть русские мультфильмы, которые рекомендованы к просмотру по всему миру. Я этот канал еще не видел, но думал, что затевался он с благим порывом. Только на киностудии «Союзмультфильм» было создано около 1600 мультфильмов, так что показывать есть чего. По крайней мере, среди них есть огромное количество таких, которые сильно способствуют тому, чтобы из человечка вышел человек.
– А западные мультфильмы, по вашему мнению, плохи априори?
– Как вам сказать?.. Возьмем, например, «Тома и Джерри». Уже после двадцатой серии понимаешь, что больше не можешь смотреть на издевательства над этим котом. Кстати, то же самое происходит и с «Ну, погоди!». Признайтесь, ведь очень многим из вас в детстве хотелось просто задавить этого правильного, стерильного зайца. Но Вячеслав Котеночкин грамотно ограничился 18 сериями, а в «Томе и Джерри» их несколько тысяч. Наверное, именно поэтому я не принял предложение от студии Уолта Диснея, когда мне предложили делать сериал. Не хотелось вставать на поток. Была, конечно, и другая причина: приглашали меня одного, а у меня на тот момент уже студия своя была, не мог же я бросить ребят.
– Не жалеете, что отказались?
– Нет. За прошедшие годы я успел снять то, что я хотел. Кстати, и при советской власти делал то, что хотел, только там были другие сложности. Так что я, получается, счастливый человек – всегда делал, что любил.
СПРАВКА
Мультипликатор Гарри БАРДИН родился 11 сентября 1941 года в Оренбурге. В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ по классу актерского мастерства. В 1968–1973 годах – актер Театра имени Гоголя. Исполнил эпизодические роли в фильмах «Розыгрыш» (1976), «Москва слезам не верит» (1979). С 1975 года – режиссер киностудии «Союзмультфильм». Автор таких мультфильмов, как «Приключения Хомы» (1978), «Летучий корабль» (1979), «Пиф-паф-ой-ой-ой!» (1980), «Дорожная сказка» (1981), «Тяп, Ляп – маляры!» (1984), «Брэк!» (1985), «Банкет» (1986), «Серый Волк энд Красная Шапочка» (1990), «Кот в сапогах» (1995), полнометражного мультфильма «Чуча» (2004). С 1991 года возглавляет анимационную студию «Стайер». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля (1988), четырех «Ник», других призов и премий. Лауреат Государственной премии России (1999). Заслуженный деятель искусств России (1993).