Выставочникам нужно новое профессиональное объединение?

10 мая 2007, 00:00
Выставочникам нужно новое профессиональное объединение?

Виктор КОНТЕЕВ, заместитель главы Екатеринбурга

Мы недавно провели первый форум выставочников, где попытались скоординировать наши межрегиональные действия. И это сразу вызвало ажиотаж в московских деловых кругах, которые занимаются выставочной деятельностью. Они попытались позиционировать наши действия так, как будто мы создаем альтернативную организацию РСВЯ. Не ставили мы перед собой такую задачу! Задачи были совсем другие: это обмен информацией между операторами и обмен административным опытом, который накоплен в Екатеринбурге. Вот и все. Кстати, интерес к этому со стороны выставочных операторов из других регионов был больше, чем со стороны екатеринбургских. Наши все еще присматриваются, пристреливаются. А вот люди из Кургана, Перми с удовольствием приехали, послушали и отметили, что такой практики обсуждения там нет. И они идут по нашему пути, обсуждают проекты сотрудничества.



Сергей ЦОЙ, генеральный директор выставочного общества «Сибирская ярмарка» (Новосибирск):

– Если новое объединение, в отличие от существующего, будет решать другие задачи, создаваться по другому принципу, оно нужно. Если же оно будет клоном РСВЯ, в нем смысла нет.

Два года назад в России было 120 выставочных компаний. Только 20 из них входило в РСВЯ, хотя около 70% всех выставочников – регионалы. И ни один региональный вопрос не был решен. РСВЯ превратился в способ зарабатывания денег на участниках – мы ведь ежегодно взносы платим. Но лучше я эти деньги потрачу на телевидение, толку больше будет. Годовой бюджет – 8 млн. руб., которые тратят на рекламу, на буклеты, на что-то еще.

Мы неинтересны ни Москве, ни Питеру, потому что у них другие доходы, другие интересы. Вот Минэкономразвития каждый год проводит конкурс на организацию экспозиций за рубежом, например экспозиции в Японии. На это из госбюджета выделяются дотации в размере 5 млн. долларов. Но никогда региональная выставочная компания не выиграет этот конкурс и не получит этих денег. Мы сейчас вынуждены делать аудит выставок. Зачем? Экспонент сам решит, куда ему лучше пойти. Не дали мне знаков качества из Союза – и не надо, потому что 90% моих выставок проходят на высоком профессиональном уровне, и мои экспоненты это знают. Поэтому я больше не езжу на собрания Союза – незачем. Мне кажется, было бы разумно, если бы руководство Союзом передавалось от региона к региону. Допустим, два года его возглавляет кто-то из Уральского федерального округа, потом – из Сибирского и т.д.

Объединение должно решать конкретные задачи. Во-первых, облегчение таможенного режима, решение земельного вопроса. Во-вторых, лоббирование интересов выставочников в органах власти, чтобы мы стали реальной отраслью экономики в государстве. Ведь руководителю региональной структуры сложно решать вопросы на уровне Москвы. Да, г-н Мусаев легко может зайти в Госдуму и решить какой-то вопрос. И г-н Алексеев сможет. Они люди известные. А кто будет разговаривать, скажем, с руководителем выставочной компании из Екатеринбурга? Дальше замминистра его никто не пустит.

Сейчас в Сибири (это Омск, Барнаул, Красноярск, Новосибирск) наблюдается отраслевой спад. Экспоненты выбирают более крупные, более успешные компании. Все мелкие операторы уже разорились. Каждый выживает как может. Если москвичи за одну выставку зарабатывают, скажем, 8 млн. долларов, то для регионалов заработать 2–3 млн. долларов в год – это хорошо. Мы экономим на рекламе, на всем. Они в больших выставочных центрах работают, а мы – в заводских цехах. Денег на строительство своих выставочных площадей у нас нет. Пока у нас нет профессиональных площадок, ни о каком объединении речи быть не может. Но рано или поздно глобализация придет и к нам, компании все равно будут вынуждены объединяться. Сейчас в Новосибирске работают четыре выставочные компании, есть и крупные, есть и мелкие. Через год-два планируется строительство четырех площадок, вот тогда и появится повод для объединения. Вот появится у нас выставочный центр на 40 тысяч кв. метров, тогда мы можем объединиться, например, с красноярцами.



Юрий ЗАХАРЧЕНКО, генеральный директор «СОУД» – Сочинские выставки» (Сочи):

– Нет, не нужно. РСВЯ выполняет поставленную перед Союзом задачу в полном объеме и помощи дублера не требуется.

Отделение Союза работает на Юге России в лице Ю. А. Захарченко, члена президиума РСВЯ. Курируется работа 6 выставочных компаний.



Сергей ШАМШУРА, Директор ВЦ «ВертолЭкспо» (Ростов-на-Дону):

– Цель создания другого аналогичного объединения не совсем ясна. Ведь уже есть отраслевой союз, представляющий интересы выставочного сообщества и исправно выполняющий свои функции – это РСВЯ. Его членами являются ведущие игроки рынка, Союз обладает необходимым авторитетом.



Михаил ДАВЫДОВ, первый заместитель генерального директора Выставочного центра «Пермская ярмарка» (Пермь):

– Мне непонятна цель создания альтернативного объединения. Другое дело, есть резон открыть территориальное отделение в рамках Союза, потому что членов Союза стало много. Раньше входной билет в РСВЯ получить было сложнее. Сейчас двери раскрыты шире. И у региональных операторов Урала, наверное, есть общие интересы. Например, общий потребитель. И мы, выставочники, должны лучше знать друг друга. Выставочные организации должны быть открыты, потому что они работают на публичном рынке.



Валерий ГРАДОБОЕВ, генеральный директор ООО «Экспо-Экос» (Москва):

– Нет смысла дублировать РСВЯ – это будет лишнее звено. Другое дело, что за 15 лет существования Союза к нему накопилось много вопросов. Конечно, РСВЯ играет координирующую и информационную роль. Скажем, почти год назад, когда Союз переименовали из «международного» в «российский», планировалось эффективнее регулировать отношения между государством и выставочниками. Но, как мы видим, неохваченные РСВЯ специалисты выставочной отрасли на Урале и в Сибири хотят создать свою ассоциацию, думая, что у них это получится лучше. Не думаю, что это удастся. Надо активизировать работу РСВЯ, который открыт для региональных представителей, открыт для дискуссий и предложений. Региональным же выставочным организациям нужно налаживать работу со своими Торгово-промышленными палатами и там ставить свои наболевшие вопросы и решать. Например, в Московской торгово-промышленной палате существуют гильдия организаторов выставок, гильдия застройщиков. В частности, недавно было принято решение: для повышения качества выставок рекомендовать площадкам не допускать к работе фирмы, которые не являются членами гильдии застройщиков. То есть МТПП выполняет, по сути, функции «регионального» отделения РСВЯ. Хотя, может, РСВЯ и есть смысл выстроить в регионах чёткую и всеохватывающую вертикаль.



Полина ХОРОШИЛОВА, генеральный директор КОСК «Россия» (Екатеринбург):

– Не нужно изобретать велосипед: есть РСВЯ, который уважают во всем мире. Вот его и нужно развивать. Союзу надо более активно двигаться в регионы. В планах РСВЯ на 2008 год сказано, что будет вице-президент по регионам, то есть тенденция по работе с регионами уже наметилась. Поэтому создавать еще одну организацию, сориентированную на регионы, бессмысленно. В целях укрепления Союза можно было бы открыть какие-то первичные организации на местах. Нужна тесная связь Союза с городами, где есть выставочные центры (Екатеринбург, Пермь, Челябинск) и где есть несколько выставочных операторов.



Юрий ЗАЦЕПИЛИН, генеральный директор выставочного центра «Восточные ворота» (Челябинск):

– К моему глубокому сожалению, РСВЯ превратился в некую сеть. Те, кто вступил в Союз раньше, боятся новых членов, значит, боятся обновления. У них была такая концепция – из одного региона один представитель, якобы чтобы не раздирать рынок и т.д. Мгновенно они создали систему противостояния. Союз превратился из атакующей системы в оборонительную – пытается охранять интересы старых игроков.

Вообще любая альтернатива, все, что против, – это плохо. Выставочная деятельность нацелена на позитив, на будущее. А когда начинается перетаскивание одеяла, растаскивание пирога – это плохо. Как альтернатива объединение не нужно. А как площадки для сотрудничества – возможно. Объединение всегда полезно. Но, на мой взгляд, ситуация для этого не созрела.

Объединение востребовано перед лицом угрозы для существующего рынка. Либо появляется какой-то проект, который одна выставочная компания «переварить» не сможет. Но я пока не вижу ни врага, ни пирога. Поэтому объединение выставочников призвано решить чьи-то политические или, может быть, экономические задачи. Я догадываюсь, почему Екатеринбург выступает инициатором: он увидел перспективу выставочной деятельности. Сразу скажу, 100-тысячник (международный выставочный центр общей площадью 110 тыс. кв. м.) Екатеринбургу на сегодня просто не потянуть. Ведь выставка – это не просто инфраструктура, это еще и процесс. Нужно будет перенаправить выставочные потоки, перераспределить рынок. И возникает новая система интересов. Для их сбалансирования необходима некая общественная организация. Поэтому и возникла идея создать вот такой Урало-Сибирский союз.



Андрей БУХМАСТОВ, директор союза машиностроительных предприятий Свердловской области:

– Если Урало-Сибирская ассоциация будет отделением РСВЯ, тогда это понятно. Вот у нас есть Российский союз промышленников и предпринимателей с его региональными отделениями. Есть отраслевые союзы: Союз металлургов, Союз машиностроителей и т.д. Существует своеобразная отраслевая иерархия. Поэтому создание подобной вертикали, конечно, надо приветствовать. Было бы очень хорошо, если бы кто-то профессионально взялся за работу по внедрению культуры выставочной деятельности для наших предприятий. Вот такую инициативу мы бы, безусловно, поддержали. Тем более что машиностроителям трудно держать у себя в штате целые отделы специалистов.

#Общество #Новости
Подпишитесь