Posted 9 мая 2007, 20:00

Published 9 мая 2007, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Весеннее обострение

9 мая 2007, 20:00
В конце минувшей недели из Майкопского спецучилища в Адыгее сбежало более трех десятков малолетних преступников. Некоторые из них уже вернулись обратно, другие были задержаны милиционерами, однако еще семь беглецов до сих пор наслаждаются свободой. Среди причин побегов эксперты называют жестокость, царящую в среде несо

Массовый побег малолетних преступников произошел в минувшее воскресенье в Майкопском спецпрофучилище закрытого типа в Адыгее. СПУ числится за Министерством образования, но фактически представляет собой обычную колонию, где отбывают наказание несовершеннолетние преступники из разных регионов России. По некоторым данным, воспитанников подбили на побег трое новичков, недавно переведенных сюда из Читковской спецшколы Ростовской области. Двое из них оказались там за бродяжничество, а один – за воровство. Причиной перевода подростков было подстрекательство одноклассников к побегу.

В воскресенье вечером толпа малолетних зэков буквально снесла пост охраны общежития и оказалась на улице. Охранники подняли на ноги местных милиционеров, которые отправились на поиски беглецов. Перекличка показала, что в бега подался сразу 31 воспитанник СПУ, среди которых был и один бывший убийца. В понедельник утром восемь подростков добровольно вернулись в училище. В течение последующих дней милиционеры задержали в дачных поселках Майкопа еще 16 беглецов. Семь воспитанников до сих пор наслаждаются свободой.

Причины, толкнувшие учащихся СПУ на массовый побег, сейчас выясняет прокуратура Майкопа. Среди версий насилие над подростками со стороны персонала и воспитанников старших групп, а также слабый контроль администрации. Не исключено, что подростки бежали от рабского труда. Несколько недель назад СПУ оказалось в центре громкого скандала, когда на одной из строек Майкопа погиб 16-летний воспитанник училища Дмитрий Груздев и еще один подросток был тяжело ранен. По версии прокуратуры, группа воспитанников СПУ незаконно трудилась здесь на разборке кирпичной стены. Следствие подозревает, что администрация СПУ регулярно сдает учащихся в аренду местным коммерсантам, которые используют их в качестве рабов. Против руководства училища уже возбуждено уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий». Замдиректора СПУ Софья Тахумова вчера отказалась прокомментировать «Новым Известиям» царящие в училище порядки, сославшись на занятость. Милиционеры Майкопа утверждают, что побеги из СПУ – не редкость. «Время от времени оттуда кто-то сбегает, но такого массового побега еще не было», – рассказал «НИ» дежурный городского УВД.

В последнее время сразу в нескольких российских спецучреждениях для несовершеннолетних преступников случались побеги и бунты. Например, в феврале этого года 44 воспитанника спецпрофучилища закрытого типа № 1 в Омске выломали дверь общежития и пустились в бега. В апреле 2007 года в Тюменской воспитательной колонии в поселке Винзили вспыхнул массовый бунт. Малолетние преступники жгли матрасы, били стекла и требовали льгот и послабления режима. Среди причин такого поведения малолетних зэков эксперты называют особенности этой категории правонарушителей. «Колонии и спецучреждения для подростков всегда славились безграничной жестокостью, и это часто приводит к побегам, – рассказал «НИ» один из оперативников Департамента угрозыска МВД РФ. – Малолетки жестко соблюдают условности и традиции криминального мира, поэтому попытки администрации искоренить могут закончиться бунтом». Среди других причин эксперты называют даже сезонные факторы. «Весна – это время побегов, – рассказал «НИ» руководитель Центра правовой психологической помощи Михаил Виноградов. – Всю зиму подростки проводят вместе в замкнутом пространстве, поэтому к весне в их среде накапливается напряжение, и вспыхивают конфликты. Кроме того, весной становится тепло, светит солнце, распускается зелень, что также оказывает влияние на психику. Все это может подтолкнуть их на побег».

Подпишитесь