Posted 9 мая 2007, 20:00

Published 9 мая 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Руководитель Исполнительной дирекции РСВЯ Людмила Смородова

9 мая 2007, 20:00
Сегодня в условиях быстро меняющегося выставочного мира выставочная деятельность России не должна быть в роли догоняющего, а должна стремиться соответствовать этим изменениям. Однако проблем пока остается больше, чем хотелось бы.

В России ежегодно проводится более 2500 выставочных мероприятий (в Германии – немногим более 300). Однако пока лишь немногие российские выставки могут конкурировать с зарубежными по качеству предоставляемых услуг, которое во многом страдает из-за использования несовременных выставочных технологий, устаревших подходов к организации мероприятий, неразвитой инфраструктуры городов, выставочных центров, и все еще явной нехватки подготовленных профессиональных кадров. По инициативе Союза мы провели анализ выставочно-ярмарочной деятельности России в 2003 и 2004 годах, который подтвердил, что в регионах России довольно много организаторов выставок, которые проводят весьма скромные по площади, участникам и посетителям выставки. У большинства региональных организаторов общая площадь нетто выставок в год составляет порядка 3–20 тыс. кв.м (в Германии же отдельные ярмарки, например, Hannover Messe и CeBit, превышают 200 и 300 тыс. кв.м соответственно).

Одна из причин – по-прежнему недостаточно развитая материально-техническая база выставочной деятельности. В общей сложности только 41% выставочных мероприятий проводится на профессиональных выставочных площадях. Причем самые крупные выставочные комплексы находятся в Москве, где сегодня в основном снята острота с выставочными площадями, и Санкт-Петербурге. В Москве введен в действие новый 8-й павильон в Экспоцентре, идет процесс реконструкции ВВЦ, постоянно расширяется «Крокус-Экспо», а в Санкт-Петербурге построен современный выставочно-конгрессный центр в «Ленэкспо». Недавний опрос членов Союза подтвердил, что практически все московские члены РСВЯ проводят свои выставочные мероприятия на специализированных выставочных площадках. Это, безусловно, для Москвы шаг вперед, и на сегодня она остается главным выставочным городом, где вновь концентрируются самые крупные выставочные мероприятия, привлекающие наиболее крупных участников.

В регионах положительные результаты в этом направлении есть тоже, хотя и не такие впечатляющие, поскольку при планировании выставочных комплексов большинство региональных выставочников вынуждены рассчитывать в основном на собственные силы, а это сопряжено с финансовым бременем, отводом земли, высокими ставками кредитования и т. п. В результате мы имеем то, что имеем.

Построены новые выставочные центры в Перми, Самаре, Белгороде, Челябинске, Чите. По опросам региональных организаторов, проведенным в начале этого года, площадь выставочных центров к 2010 году может составить более 10 тыс.кв.м в Иркутске и Саранске, порядка 15 тыс.кв.м в Перми и Калининграде, свыше 30 тыс.кв.м в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Чебоксарах. Будет развиваться экономика, будет расширяться и строительство выставочных центров в регионах. Главное, что их строительство началось, а значит, региональные выставки при наличии специализированных выставочных площадок будут проводиться на более высоком уровне.

Здесь необходимо отметить Италию – одного из лидеров выставочной индустрии мира. В 1996 году делегация нашего Союза уже посещала выставочные центры Италии с ознакомительной целью. Нас очень заинтересовал уровень развития выставочных комплексов Италии. Мы посетили модернизированные и строящиеся выставочные центры, познакомились с опытом итальянских выставочников с точки зрения упорядоченности выставок и выставочных тематик при весьма близком размещении выставочных центров друг от друга.

Осенью этого года наше знакомство с выставочной Италией продолжится. Сегодня, например, и в мире, и у нас происходит явное сближение выставочной и конгрессной деятельности. Организации конгрессов – новая для многих сфера приобретает все большее значение. Конгрессы, конференции, семинары уже давно стали неотъемлемой частью качественной выставки как ее «сопутствующая» программа. А как самостоятельные мероприятия составляют определенную конкуренцию выставкам. Кроме того, зарубежные организаторы уже переходят от просто продажи выставочных площадей к предложению участникам своих выставок готового комплекса маркетинговых решений.

Выставочная площадь, нетто, (кв.м)

Говоря об Италии, важно отметить достаточно сильную поддержку выставочной индустрии государством. По принятому в 2001 году рамочному закону «О выставочно-ярмарочном секторе» выставочно-ярмарочная деятельность в Италии свободна. Государство гарантирует свободную конкуренцию, гласность и свободу предпринимательства, защищая равенство условий и качества услуг участникам и посетителям выставки, обеспечивает координацию официальных выставок.

Разрешение на проведение официальных выставок международного, национального и областного значения находится в компетенции администрации области, в которой проходит выставка, а выставок местного значения – в компетенции муниципалитетов. В разрешении определяются сроки и условия проведения выставки. Составляется официальный ежегодный календарь выставок, который публикуется в правительственном вестнике. С квалификацией «международные выставки» или «национальные выставки» могут проводиться только выставки, включенные в официальный ежегодный календарь. Отдельным регламентом устанавливаются на основе общих критериев требования для присвоения выставкам квалификации «международная», «национальная» и определяются минимальные требования к международным выставочным комплексам для проведения таких выставок. Этим же регламентом устанавливаются критерии для исключения совпадений выставок по времени и месту, а также создание унитарной системы контроля и сертификации выставочных мероприятий. Вот вам и координация выставочной деятельности.

Несомненно, просто калькировать итальянскую систему государственной поддержки не имеет смысла. Однако без поддержки государства нашей выставочной отрасли не обойтись. Осенью прошлого года эти и ряд других не менее важных вопросов выставочной сферы мы обсуждали на расширенном заседании в Госдуме с представителями государственной власти и надеемся быть услышаны. Мы давно работаем в тесном взаимодействии с ТПП, Минэкономразвития России, другими министерствами, отраслевыми ассоциациями, которые существенно влияют на развитие выставочного бизнеса, и нужно, чтобы это влияние было во всех смыслах положительным. Важно, что постепенно между основными участниками выставочно-ярмарочной деятельности в России выстраивается четкая система взаимодействия и разграничение полномочий.

В марте подписано соглашение между нашим Союзом и ТПП РФ в сфере выставочной деятельности, совместно с ТПП РФ подготовлены проекты документов «Об организации выставочно-конгрессной деятельности в Российской Федерации», которые будут внесены на рассмотрение правительства. После принятой концепции по развитию выставочной деятельности в Российской Федерации данный проект Положения становится для отрасли основополагающим документом, в котором учтена тенденция слияния выставочной и конгрессной деятельности в одну, устанавливаются правила проведения выставочно-конгрессных мероприятий, определяются основные права и обязанности всех участников этой деятельности. Мы ждем откликов на этот документ из регионов, где пока ситуацию из-за большой удаленности их от центра и далеко не равных условий конкуренции региональных организаторов пока трудно назвать благополучной. Думается, что с принятием Положения подвижки на региональном уровне в лучшую сторону станут ощутимее.

Особенно это касается городов, где действуют несколько организаторов выставок, где выставки дублирующих тем «наскакивают» одна на другую по срокам, где факты недобросовестной конкуренции становятся подчас нормой бизнеса.

Возьму для примера наиболее интенсивную выставочно-ярмарочную деятельность в регионах европейской части России. В Ростове-на-Дону с разрывом в течение двух недель в конце февраля и начале марта 2007 года запланировано 2 выставки одной тематики – «Медицина и здоровье», «Аптека». В Воронеже – по сельскохозяйственной тематике также с разрывом менее 2 недель проходят выставки разных организаторов «Усадьба» и «АгроСезон». В Приволжском ФО впечатляют сроки проведения выставок строительной тематики: в Казани – сразу 2 мероприятия в конце февраля «Стройиндустрия» и в конце апреля «ВолгаСтройЭкспо»; в Самаре – «Строительство. Весна- 2007» (февраль) и «Стройиндустрия» (март), а в Нижнем Новгороде – «Российский архитектурно-строительный форум» с 15–19 мая и в те же сроки в Перми «Строительство и ремонт».

Известна нам и практика прихода в регионы ряда сильных организаторов с выставками дублирующих тематик. Они нарушают там и без того хрупкий баланс сил в сфере организации выставок.

В мире оптимальным разрывом между выставками аналогичных тематик считается 6 месяцев. Поэтому при разработке проекта Положения «Об организации выставочно-конгрессной деятельности в Российской Федерации» мы посчитали необходимым внести предложение о фиксированном разрыве между такими выставками для одного региона, определив его в 4 месяца. В полученных же к проекту предложениях профессиональных объединений нашлось предложение сократить этот разрыв до 1 месяца. При таком подходе останутся те же «наскоки» выставок, дезориентирующие участников и посетителей. Вот тебе и координация!

Выставочникам нужно новое профессиональное объединение?

С целью разрешения наболевших региональных проблем на местах уже не раз возникали идеи создания альтернативных выставочных объединений. Считаю, что такие объединения могут стать структурами, которые потребуют дополнительных расходов на содержание, но не изменят существующего положения дел. Мы уже сталкивались с подобными примерами, когда фактически дублировались задачи и функции нашего Союза, вносящие диссонанс в работу, но и только. Для решения задач выставочно-конгрессной деятельности в регионах Союз наделил полномочиями членов Президиума представлять интересы РСВЯ, взаимодействовать с региональными органами власти, ТПП в своих федеральных округах.

Извечный вопрос «что делать?» выставочникам можно и нужно решать через координационные комитеты – уже вошедшие в практику структуры, созданные на местах при администрациях или торгово-промышленных палатах. К сожалению, в ряде регионов работа этих комитетов свелась к минимуму. Вот и надо самим выставочникам сделать их деятельность по-настоящему эффективной. На месте проще снять все острые вопросы, не дожидаясь принятых сверху волевых решений, иного пути нет.

Подпишитесь