Детская колония, в которой произошел бунт, расположена в поселке Винзили Тюменской области. В минувшую пятницу около двух часов 50 подростков забаррикадировались в камерах и начали бить стекла. «Они требовали, чтобы им позволили вставать в то время, когда захочется, а не по расписанию колонии», – рассказал начальник пресс-бюро ФСИН Тюменской области Александр Сидоров. По всей видимости, чтобы подтвердить серьезность своих намерений, бунтари принялись жечь матрасы. По словам сотрудников правоохранительных органов, заключенных на бунт подбили четверо подростков, осужденных за тяжкие преступления. В прокуратуре предполагают, что несовершеннолетние заранее спланировали эту «акцию».
Администрации удалось утихомирить молодых заключенных без применения силы и спецсредств. После переговоров подростки успокоились. «Сейчас в колонии атмосфера удовлетворительная, – заявили «НИ» в оперативной части колонии. – Ситуацию держим под контролем. Разрешаем заключенным переговоры с родными и принимаем передачки. В бунте участвовали в основном те подростки, которые долгое время жили на улице. Средний возраст бунтарей – 14–18 лет».
44 наиболее активных участника бунта из колонии для несовершеннолетних уже переведены в СИЗО-1 Тюмени. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков. «По всей видимости, теперь подросткам продлят сроки наказания», – предположил Александр Сидоров.
Эксперты утверждают, что в колониях для несовершеннолетних бунты случаются довольно редко. Это связанно с тем, что подростки, в отличие от взрослых, не умеют легко объединяться в группы и договариваться о бунтах. По словам правозащитников, если подростки осмеливаются открыто протестовать, то почти всегда это связано с нарушением администрацией прав заключенных. «Внутренние правила на «малолетке» гораздо жестче, чем у взрослых, – рассказал «НИ» эксперт по тюремной субкультуре Валерий Абрамкин. – Подростки в большей степени, чем взрослые придают значение символике, и традиции у них строже. А бунты возникают, когда администрация колонии пытается повлиять и вмешаться во внутренние устои заключенных. И это обычно ложится на недовольство плохими условиями, созданными колонией».
Не исключено, что обитателей колонии до бунта довел кто-то из воспитателей. Так, в прошлом году воспитателя тюменской колонии для несовершеннолетних приговорили к пяти годам лишения свободы за то, что он бил заключенного. «Несовершеннолетние, у которых не закончено формирование личности, очень сильно чувствуют, что на них давят, и постоянно прибывают в страхе из-за возможного насилия со стороны сокамерников и администрации, – сообщил «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Подростки и так из-за возрастных особенностей агрессивны, а тут еще один источник агрессии, так что ничего удивительного, что они начинают выплескивать свои чувства в бунте».
БУНТЫ В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ В середине февраля 2007 года в детской воспитательной колонии №1 в Краснотурьинске Свердловской области около сотни воспитанников, угрожая заточкой, захватили в заложники одного из сотрудников учреждения. Подростки добивались смягчения режима в колонии. Заложнику удалось убедить бунтовщиков отпустить его и прекратить акцию протеста. Похожий бунт в этой колонии произошел 27 октября 2006 года. Заключенные в жесткой форме потребовали разрешить носить гражданскую зимнюю одежду вместо положенной им формы. Тогда всех зачинщиков, чей возраст был более 18 лет, отправили во взрослые колонии. 27 июля 2006 года в Дагестане в Кизилюртовской колонии для несовершеннолетних семеро воспитанников проглотили перевязанные накрест гвозди в знак протеста против порядков в колонии. Руководитель колонии был отправлен в отставку. 8 июля 2003 года в образцово-показательной колонии для несовершеннолетних в поселке Колосовка Зеленоградского района Калининградской области около 70 детей подожгли матрасы и громили помещения, выбрасывая вещи через окна. 8 мая 2003 года в детской колонии Казани свыше 50 подростков 14–18 лет наточенными камнями, осколками стекол и бритвенными приборами нанесли себе раны, восемь человек вскрыли вены, после чего были госпитализированы. Против ужесточения требований внутреннего распорядка в основном протестовали подростки, осужденные за тяжкие преступления на 8–10 лет. Администрация колонии лишила бунтовщиков свиданий, передач, условно-досрочного освобождения. |