Комментируя проект стратегии, премьер Михаил Фрадков заявил, что она «очень поверхностна и не отвечает на вопросы, поставленные на заседании правительства». Замминистра финансов Сергей Шаталов, в свою очередь, напомнил, что финансирование основных мероприятий стратегии не согласовано с Минфином и не учтено при разработке проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы. Еще более жестко высказался глава Минэкономразвития Герман Греф. «Это уже третья подряд нереализуемая стратегия», – подсчитал он.
Стратегия предлагает, в частности, осуществлять невозвратное финансирование проектов на конкурсной основе. «Какая конкурсная основа? 90% производства – это одно предприятие», –возмутился г-н Греф. По его словам, другой инструмент стратегии – оптимизация налогов в отрасли – это фактически то же самое государственное финансирование. Наконец, главу МЭРТ удивило предложение предоставлять госгарантии под инвестиционные лизинговые кредиты, одновременно компенсируя при этом потери коммерческих банков. В пресс-службе Минпромэнерго в ответ выразили сожаление, что такая критика всплывает лишь на заседании правительства, а не в ходе работы над стратегией. «Надо понимать, что стратегия развития отрасли – это не федеральная и не ведомственная целевая программа. Это контурное описание развития ситуации, своеобразное видение будущего, которое возможно при реализации предложенного комплекса мер», – так объяснил «НИ» позицию министерства источник в пресс-службе.
Впрочем, в самой отрасли считают, что правда на их стороне. «Г-н Греф просто разбирается в данном вопросе гораздо хуже предпринимателей, которые принимали самое активное участие в разработке стратегии. Наверное, им виднее, какие проблемы и задачи стоят сейчас перед отраслью», – сообщил «НИ» источник в комитете по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты. В пресс-службе «Трансмашхолдинга», объединяющем основные предприятия отрасли, комментировать критику правительства отказались, сказав, что это «рабочий момент». Тем не менее «НИ» сообщили: «Мы хотим от государства не чего-то невозможного, а всего лишь обеспечения нам равных условий с другими игроками на рынке. Нам нужна возможность, в частности, продавать свою технику в рассрочку. Китай своих машиностроителей защитил – почему у нас не посмотреть на этот опыт?»
Независимые эксперты считают, что задачи, изложенные в стратегии, явно неадекватны нынешнему положению дел в отрасли. Так, предполагается в течение двух-трех лет увеличить объемы производства вдвое. «Однако сейчас мощности предприятий загружены на 100%, и откуда произойдет такой рост, непонятно», – констатирует отраслевой аналитик Денис Горев. С другой стороны, ситуация у транспортных машиностроителей отнюдь не так плоха, как иной раз подается, и требовать от государства дополнительных преференций кажется специалистам весьма странным.