Posted 11 апреля 2007, 20:00

Published 11 апреля 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Фильм как шахматная партия

11 апреля 2007, 20:00
Вышедшая на экраны картина «В ожидании чуда» – из той категории лент, чья реклама обманывает. Но обманывает приятным образом. Ждешь «Алых парусов» в современной трактовке, когда режиссер якобы с чистой слезой на голубом глазу рассказывает о честной девушке, которая парится в шикарном пентхаусе и ждет миллионера на «Яг

Про то, что режиссер Евгений Бедарев пришел в кино не с мороза, а сперва научился ремеслу, начинаешь подозревать уже по титрам, которые то уложены на асфальт, то будто прилеплены к стенам домов, то подвешены в типичном петербургском «колодце». А когда вступает закадровый девичий голосок с рассказом от первого лица и следует первый компьютерный прикол (реальные дома вдоль питерского канала сдвигаются к его берегам, как кубики конструктора), хочется поставить на экране восклицательный знак, какой ставят в шахматных партиях после удачных ходов.

Традиционная и даже затрепанная тема, обозначенная в названии картины, разыграна с помощью приемов, каждый из которых где-то встречался (ничто не ново под луной), но использованы они по делу, и думаешь не о заимствованиях, а о владении режиссера современным техническим арсеналом. Ясно, что героиня свое получит, но интересно, каким именно образом. Первый сюрприз хочется сопроводить вопросительным знаком: ей на голову сваливается наследство от покойной бабушки (про то, есть ли у девушки папа с мамой или она сиротка, сказать забыли). Наследство – недурная квартирка с большущей лоджией и выходом на крышу, откуда открывается волшебный вид на творенье Петра. Почти такая же, только с видом на Кремль, была у Евгении Крюковой в «новорусском» фильме Александра Стриженова «Упасть вверх». Но здесь чудо с квартирой понадобилось только для того, чтобы герои могли разговаривать на красивом фоне. Приятных петербургских видов будет еще много (привет от «Прогулки» и «Питера FM»), но своеобычных среди них маловато.

Дорога к преуспеванию начинается с устройства героини Майи на работу в рекламное агентство. Показано это очень мило: модели с глянцевых постеров вдруг оживают и начинают зазывать ее к себе – чего не случается в девичьем воображении? Затем идут лаконичные и язвительные характеристики сотрудников фирмы. Татьяна Васильева (начальница конторы) и Олеся Судзиловская («блатная» завотделом) чуть утрированно и очень выразительно играют двух стерв, так что каждому ясно – путь Майи будет нелегок.

Майя (Екатерина Копанова) – маленькая, застенчивая и веснушчатая толстушка с большим комплексом неполноценности. «Попадание» опять стопроцентное – лучшего выбора актрисы сделать было нельзя: так, как Копанова, могли бы сыграть разве что юные Наталья Гундарева и Зоя Буряк. Ну и еще, может быть, Рене Зеллвегер в тех же годах («Дневник Бриджит Джонс»).

Помимо карьеры нужна любовь. Разыскивается по Интернету. «Жизнерадостная девушка ищет симпатичного молодого человека для длительных отношений». Назначается свидание. Приходит плешивый жлоб со словами: «Я шел к жизнерадостной девушке, а меня ждет Гоблин!». Слишком утрированно, но все-таки смешно.

Следующий сценарный ход: к травмированной Майе является фея. Точнее, фей (Владимир Крылов). И не архаично-сказочный, а современный. Высокопарно называет себя фантомным сгустком энергии ее ожидания и не всуе поминает Фрейда. Фей устраивает два виртуально-пародийных шоу. В одном проводит телеопрос прохожих относительно манеры поведения Майи, в другом – разыгрывает суд над ее лишним весом, где ее приговаривают к 15 годам фитнеса. Затем произносит ключевую фразу: «Чтобы заполучить принца, нужно быть хоть немного принцессой».

В игре наступает миттельшпиль. Героиня разрабатывает проект рекламной кампании одежды для дам, сбрасывающих вес. Противник делает ответный ход – завотделом и ее ставленник крадут разработки и получают одобрение начальницы. Неплохо, но следовало бы объяснить, почему умный фей не посоветовал Майе предъявить оригиналы рисунков вместо того, чтобы в расстройстве выбросить их в канал.

Вместо этого он рекомендует своей подопечной сочинить новый проект, произносит сакраментальную фразу: «Все у тебя получится!» и растворяется в эфире, выслушав нежное «Ты мой глюк» (шутка для понимающих значение немецкого слова das Gluck – счастье). По всем стандартам партия должна перейти в наступательный эндшпиль, однако предусмотрительный режиссер обманывает ожидания зрителей. Майя терпит второе поражение: новый проект проигрывает старому, который был украден. Однако во время конкурса на креативные качества героини обратил внимание прекрасный принц в виде замдиректора фирмы, заказавшей рекламу. Так что игра все-таки выиграна.

Подпишитесь