«Евроремонт» старины

12 апреля 2007, 00:00
В России треть памятников истории и культуры находится в аварийном состоянии, а десятая часть лежит в руинах. Из 36 тыс. утраченных в годы войны предметов искусства возвращено лишь 700, а большая часть средств, выделяемых из бюджета на восстановление старинных зданий, уходит Русской православной церкви. Об этом вчера д

Выступление руководителей Министерства культуры и массовых коммуникаций в Госдуме проходило в рамках правительственного часа. Министр культуры Александр Соколов сразу же принялся жаловаться депутатам на нехватку денег. По его словам, из бюджета выделяется лишь 15% от необходимых средств, в результате чего 30% памятников истории и культуры находятся в аварийном состоянии. Затем министр стал жаловаться на реставраторов, из которых лишь каждый десятый имеет соответствующее образование и которые вместо реставрации часто проводят «евроремонт», когда от старого здания сохраняют лишь наружные стены, а все внутренние конструкции строят заново. Закончил министр свое выступление жалобой на чиновников из правительства, которые так затягивают принятие подзаконных актов, что те «устаревают еще до окончания работы над ними».

В свою очередь глава Роскультуры Михаил Швыдкой недоволен Русской православной церковью (РПЦ), которой достается непропорционально много средств, выделяемых на восстановление архитектурных памятников. Так из 25 тыс. памятников, имеющих федеральное значение, в ведении РПЦ находятся 6 тыс. 402, то есть четвертая часть. Однако в бюджете нынешнего года из 2 млрд. 191 млн. рублей, выделенных на эти памятники, РПЦ уйдет две трети.

Последний выступающий, руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков пожаловался на застройщиков, которые развернули строительный бум в охранных зонах возле объектов архитектурного наследия, а местные власти вместо того, чтобы этим застройщикам помешать, мешают федеральным чиновникам с ними бороться. По поводу возвращения утраченных в годы Второй мировой войны культурных ценностей г-н Боярсков сообщил, что составлен каталог этих ценностей, в котором числится 36 тыс. предметов, и что уже возвращено 700 предметов и несколько тысяч архивных документов. Депутатов взволновала мысль о том, что России придется самой отдавать Германии вывезенные оттуда культурные ценности. Александр Соколов ответил, что ценности отдадут за «достаточную компенсацию, а не просто так». Еще министр заверил, что никаких закрытых переговоров по этому поводу не ведется, однако сказал, что «ожидать паритета» в обмене художественными коллекциями не следует, потому что у нас вывезенные предметы искусства принадлежат государству, а у них – частным лицам, которые являются «добросовестными приобретателями».

Депутат Тамара Плетнева поинтересовалась судьбой снесенного в 1991 году памятника Дзержинскому, копии которого «до сих пор стоят в кабинетах многих сотрудников ФСБ». Борис Боярсков ответил, что памятник Дзержинскому находится в другом месте, но «в каком состоянии – не знаю». Потом разговор снова пошел о деньгах. Михаил Швыдкой сообщил, что в России из федерального бюджета выделяется по 235 рублей на один предмет искусства, из региональных бюджетов – по 22 рубля, тогда как за рубежом на один предмет тратят по 2 тыс. рублей. Поэтому все памятники восстановить при текущем финансировании невозможно. В ответ депутат Валентин Варенников предложил взять на восстановление памятников деньги из стабфонда. «Мы не связываемся со стабфондом, мы ставим перед собой реальные задачи», – ответил министр Соколов. Депутат Иван Викторов спросил о результатах проверки музеев, которая началась после хищений из Эрмитажа. Министр Соколов уклонился от ответа на болезненную тему, сообщив лишь, что «результаты не только плохие». В завершение «правительственного часа» народные избранники поинтересовались, почему в Уголовном кодексе до сих пор нет определения порнографии. Министр напомнил, что закон вносили, но сами же депутаты его отклонили.

#Новости #Александр Колесниченко #Политика #Культурная жизнь
Подпишитесь