В приграничной с Афганистаном пакистанской области Южный Вазиристан развернулась настоящая война между местными пуштунами и иностранными наемниками. Религиозные лидеры и старейшины области объявили джихад радикальным исламистам, бежавшим сюда, в зону расселения свободных племен, из Узбекистана. Члены местной джирги (совета старейшин) вчера бодро отрапортовали центральному правительству о своей полной боевой готовности. По их словам, в ближайшие дни примерно 1800 ополченцев займут позиции вокруг деревень, в окрестностях которых действуют несколько сотен узбекских боевиков. Они также заявляют, что узбекам помогают и некоторые местные жители, не подчиняющиеся требованиям старейшин. Последние утверждают, что иностранцы связаны с «Аль-Каидой» и пришли сюда из Афганистана, где сражались за движение «Талибан».
А началось все это уже более трех недель назад – после того, как местные пуштуны, по решению своих старейшин, попытались самостоятельно разоружить узбекских боевиков, которые, по информации пакистанских спецслужб, подчиняются известному «полевому командиру» Тахиру Юлдашеву. Однако узбеки в ответ начали отстреливаться. С тех пор столкновения здесь не прекращаются. Число жертв вскоре уже можно будет измерять тысячами. А ситуация с каждым днем становится только хуже. Даже министр внутренних дел Пакистана Афтаб Ахмад Шерпао, в самом начале конфликта заявлявший, что ситуация полностью контролируется властями, перестал излучать подобную уверенность. «Только за последнюю неделю число потерь с обеих сторон превысило 400 человек и конца этому пока не видно», – признал министр.
Как бы то ни было, Исламабад утверждает, что последние бои знаменуют успех политики привлечения к борьбе с иностранными боевиками местных племенных лидеров, многие из которых перешли на сторону правительства из отрядов тех же «Талибана» и «Аль-Каиды». Впрочем, в подобной трактовке событий можно усомниться. По мнению многих наблюдателей, попытки президента страны Мушаррафа скоординировать свои действия со старейшинами не только не приведут к успеху, но и существенно подпортят имидж центральной власти. «Очевидно, что лидеры «джирги» воюют не за Мушаррафа, а за свои собственные интересы в районе», – поделился соображениями с «НИ» эксперт по Пакистану, научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. «И если в краткосрочной перспективе они и станут союзниками правительственных войск, то в дальнейшем легко могут начать воевать против них».
Что касается Тахира Юлдашева, то следует отметить, что Исламское движение Узбекистана, которое ряд государств считают террористической организацией, он создал и возглавил в 1996 году. Впоследствии эмигрировал сначала в Таджикистан, потом в Афганистан. Узбекские власти уже неоднократно обвиняли его в террористической деятельности, а также в том, что в 1999 году он попытался провести госпереворот в республике. В Афганистане Юлдашев примкнул к «Аль-Каиде». Однако после ряда неудачных столкновений с американскими войсками он и около 250 семей боевиков из Центральной Азии бежали в Южный Вазиристан. Что, как показали дальнейшие события, совсем не понравилось местным старейшинам.