«Проверив у меня документы, инспектор ДПС заявил, что мой талон техосмотра недействителен, так как у меня слишком затемнены стекла. Инспектор также попытался измерить тонировку каким-то прибором. Насколько правомерны его действия?»
(Александр ПОПОВ, Москва)
– В городах нашей страны регулярно проводятся специальные операции, во время которых инспекторы останавливают машины со слишком темной тонировкой. Однако пока еще не отменено примечание к статье 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это говорит о том, что если техосмотр пройден, то никто не имеет права проводить его на дороге (как полный, так и частичный). Вокруг этого примечания в Госдуме сейчас разразилась большая полемика. Сторонники ГИБДД хотят ее отменить, а противники говорят, что она исходит из презумпции невиновности не только водителя, который подготовил машину к техосмотру, но и из презумпции невиновности инспектора, который осматривал машину и выдавал талон. Скорее всего, это примечание останется, так как очень много депутатов встают на его защиту. Кроме того, если мы посмотрим пункт 2.1 Правил дорожного движения, то увидим там только две обязанности водителя: первая – остановиться по требованию инспектора, вторая – предъявить ему необходимые документы. Проводить же на дороге техосмотр, а тем более срывать пленку со стекол инспектор права не имеет.
«Некоторые руководители ГИБДД утверждают, что обычный инспектор не может производить проверку технических параметров машины на дороге, но вот госавтотехинспектор может, и ссылаются при этом на ведомственные постановления. Это правильно?»
(Татьяна СЕМЕНОВА, Абакан)
– Неправильно. Органы ГИБДД как никакой другой орган нарушают Конституцию, в частности, часть 3 статьи 55, которая гласит, что права и свободы человека и гражданина можно ограничивать только в исключительных случаях, и только федеральным законом. Конституционный и Верховный суды разъясняли, как понимать формулу ограничения прав человека. Эта формула делится на два аспекта. Первый – когда создаются препятствия для реализации прав и свобод, например, запрет на приватизацию квартиры, запрет на регистрацию транспортного средства и т.д. Второй аспект – когда на гражданина возлагается какая-то обязанность, например, заплатить штраф. Важно то, что все эти обязанности должны быть описаны в федеральном законе. Вот если за проезд на красный сигнал светофора положен штраф – это законно, а если за утерю водительского удостоверения несколько лет назад направляли на переэкзаменовку и руководствовались при этом не кодексом, а приказом министра внутренних дел – это было незаконно. Поэтому водитель должен твердо отвечать в таких случаях: «Вы хотите с меня налоги, повторные техосмотры, штрафы? Да ради бога, только покажите мне пальцем статью кодекса, которую принял парламент и подписал президент. Покажете – продолжим разговор, нет – ничего платить не буду, ничего делать не дам».
«На посту-пикете меня остановил инспектор ГИБДД, и вместе с ним подошел судебный пристав. Они мне заявили, что я якобы не заплатил на две тысячи рублей штрафов и что на эту сумму они будут изымать вещи. У меня тут же вырвали с корнем магнитолу и забрали из багажника колесо. Это законно?»
(Дмитрий ФИСЕНКО, Краснодар)
– Подобные действия на постах – всего лишь агитка, направленная якобы на совместную работу судебных приставов и сотрудников ГИБДД. Если мы посмотрим закон об исполнительном производстве и закон, регламентирующий работу судебных приставов и практику их работы, то увидим, что, как правило, они приходят изымать вещи у неплательщиков штрафов по месту жительства, а не делают это там, где они случайно проезжали. Но это не главное, важно другое: если ты должен, то необходимо представить постановление о штрафе или исполнительный лист. Только после этого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. Вот на возбуждение исполнительного производства и нужно делать акцент. После этого водителю (как и любому другому должнику) даются десять суток, чтобы добровольно отдать долг. И еще, вещи изымаются, только когда у должника отсутствуют деньги. Очевидно, что две-три тысячи рублей можно обязать человека в течение десяти суток заплатить, или, например, вычесть из его зарплаты, пенсии, стипендии.