На сцену Большого зала консерватории, где проходила церемония открытия, привычно поднялись мэр Москвы Юрий Лужков, архиепископ Истринский Арсений и руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Лужков поблагодарил Гергиева, по инициативе которого был создан пасхальный форум, сказав: «Нам кажется, что Московский пасхальный фестиваль был всегда». Архиепископ по традиции приветствовал зал словами: «Христос Воскресе!» (публика радостно и громко закричала в ответ: «Воистину Воскресе!») и прочел приветственное письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После короткого выступления Швыдкого Гергиев начал концерт.
В прошлом году фестиваль открыла увертюра «Светлый праздник», в нынешнем маэстро выбрал для открытия концерт для скрипки с оркестром Чайковского и «Петрушку» Стравинского, а на бис – фрагмент из его «Жар-птицы». Гергиев был по обыкновению суров, доказав, что даже пасхальный праздник не заставит его исполнять елейно-благостную музыку. В концерте солировал известный греческий скрипач Леонидос Кавакос. Молодой музыкант точно передавал стиль музыки, и казалось, будто он всю жизнь проработал с Гергиевым и оркестром Мариинского театра. Маэстро не выступал в Москве четыре месяца, и публика успела основательно по нему соскучиться. К слову, Гергиев, в отличие от большинства дирижеров, приезжает в Первопрестольную только со своим оркестром, никогда не становясь за пульт чужого.
В 2002 году, когда первый Пасхальный фестиваль буквально соткался из воздуха, поговаривали, что он задуман, чтобы передать Гергиеву власть над музыкальной ситуацией в обеих столицах. Маэстро устраивал московский фестиваль по тому же принципу, что и свои петербургские «Звезды белых ночей»: привозил оперных звезд и даже показывал спектакли с ними на открытом воздухе (например, сыграл «Бориса Годунова на Соборной площади Кремля, несмотря на проливной дождь и пронизывающий ветер). Но вскоре стало ясно, что Гергиеву хочется не власти над Москвой, а размаха. Через год Пасхальный фестиваль обрел статус всероссийского, и дирижер вместе со своими верными оркестрантами впервые отправился в турне по провинциальным городам страны. Теперь стало окончательно ясно, что Гергиев сделал ставку не на Москву, а на регионы. В нынешней программе – 100 концертов в 22 городах, не считая столичных. Размах Московского пасхального фестиваля заметно отличают его от европейских мероприятий подобного рода. Например, Зальцбургский (в нынешнем году отмечающий 40-летие) и Венский пасхальный фестивали идут от силы неделю-две и сосредоточены в одном месте.