Posted 9 апреля 2007, 20:00
Published 9 апреля 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:43
Updated 8 марта, 08:43
Бюджетный кодекс в его, по сути, новом варианте содержит значительное количество нововведений, которые затрагивают процедуру формирования и федерального, и других бюджетов, разграничивает полномочия между участниками процесса. Самое же существенное изменение в том, что он предусматривает утверждение главного финансового документа страны сразу на три года.
По мнению министра финансов Алексея Кудрина, некоторые поправки позволят России постепенно отказаться от «нефтегазового» бюджета, помогут уйти от сырьевой зависимости при планировании доходов и расходов. Отсюда и предложенная им поправка, устанавливающая максимально возможный дефицит федерального бюджета на уровне 4,7% ВВП вместо 2% ВВП, которую депутаты поддержали. В думском комитете по экономике, предпринимательству и туризму «НИ» рассказали, что нововведение связано с ожидаемым снижением доходов от продажи нефти и с движением к дефицитному бюджету. При этом максимально возможный дефицит ограничивается именно размером нефтегазовых недополученных денег.
Поддержаны и правительственные поправки по разделению стабфонда на резервный и фонд будущих поколений. Это, по мнению экспертов, является началом эффективного использования доходов от продажи «черного золота» вместо бесперспективного их накопления. Средства резервного фонда предлагается инвестировать в долговые обязательства международных финансовых организаций. По мнению экспертов, это тоже шаг вперед, который предстоит сделать Минфину.
Профессор Российской экономической школы Олег Замулин считает вложение средств резервного фонда в активы с низкими рисками абсолютно верным выбором. «Мало просто накапливать средства. На сегодняшний день необходимо использовать накопленные деньги так, чтобы иметь возможность в перспективе предотвратить трудности, связанные с падением цен на нефть», – сообщил «НИ» эксперт. Нормативная величина резервного фонда будет установлена в размере 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП.
Однако самая существенная проблема, которая заботит народных избранников, – это их полномочия по «распилке» государственных денег, официально именуемые участием в публичном бюджетном процессе. Многие депутаты настаивают отклонить поправку, по которой Дума при рассмотрении закона о бюджете будет голосовать только по инвестициям свыше 10 млрд. руб., то есть по существенным для государства проектам. Им хотелось бы, чтобы порог был снижен до 600 млн. В процессе согласований и консультаций думцы и замглавы Минфина Татьяна Голикова вроде бы сошлись на сумме 8 млрд., однако, как полагают эксперты, завтра эти договоренности могут вызвать новые споры – народным избранникам хочется порулить и меньшими деньгами. Аналитики выступают за золотую середину: с одной стороны, «пилка» бюджетных денег – всегда хороший повод для депутатского пиара. Однако, с другой, как полагает Олег Замулин, существует риск, что правительство окажется вообще не подконтрольным в своих тратах, что в нашей российской ситуации допускать опасно.