Posted 8 апреля 2007, 20:00

Published 8 апреля 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Туберкулез атакует

8 апреля 2007, 20:00
Многие думают, что туберкулез – болезнь алкоголиков, бомжей и прочих асоциальных элементов. Между тем в последние годы нередки случаи инфицирования туберкулезной палочкой детей из благополучных семей.

Понятен шок родственников, когда педиатр вдруг отправляет малыша на консультацию в туберкулезный диспансер. Зачем и кому нужно пройти там обследование, а также на другие вопросы родителей отвечает Владимир ТАТОЧЕНКО, профессор, заведующий диагностическим отделением НЦЗД РАМН.

– Тубинфицирован, значит болен?

– Нет, ребенок не болен и не может заразить других детей. Однако его организм впервые встретился с туберкулезной палочкой, поэтому, возможно, образовался небольшой очаг в легких или лимфатическом узле. Этот узел часто не виден даже во время рентгеновского обследования или его обнаруживают на снимке после отложения солей кальция. Наличие «немого», покрытого кальцием очага дает ребенку даже некоторую защиту от повторного заражения.

Никаких других симптомов инфицирования обычно не бывает, лишь у некоторых детей наблюдается субфебрильная температура, они теряют аппетит, становятся бледными, скучными. Однако если у ребенка резко снизился иммунитет из-за тяжелой болезни, гормональной перестройки, неожиданного ухудшения качества жизни (плохое питание, отсутствие свежего воздуха, сырое жилье), у него может вспыхнуть вторичный туберкулез. Вот тогда уже можно будет сказать, что он болен.

– Где он мог заразиться?

– Понятно недоумение родителей «домашнего» малыша из благополучной семьи. Между тем туберкулезная палочка (микобактерия) устойчива к внешним воздействиям, она выдерживает температуру до восьмидесяти градусов, в теплое время неделями сохраняется в пыли вместе с высохшей мокротой больного. Поэтому вероятность инфицирования остается в местах большого скопления людей – в транспорте, магазинах, на рынках.

Известен случай, когда ребенок получил инфекцию, поселившись в квартире, где за два месяца до этого жил туберкулезный больной. Но чаще всего инфекцию детям передают вполне «социальные» домашние старички, даже не подозревающие о болезни. Туберкулез у них нередко проявляется просто кашлем, по поводу которого они даже к врачу не обращаются. Поэтому пожилым членам семьи необходимо регулярное рентгеновское обследование.

– Как врач по пробе Манту определяет, инфицирован ребенок или нет?

– О том, что инфицирование туберкулезом произошло, медики узнают по положительной реакции на введение туберкулина. Ребенку вводят подкожно две единицы туберкулина. Если красная папула, возникшая на месте укола (дети и родители часто называют ее пуговкой), разрастается свыше пятнадцати миллиметров в диаметре или вырастает больше чем на шесть миллиметров по сравнению с прошлой пробой, мы считаем, что ребенок получил туберкулезную инфекцию. Надо сразу же начать профилактическое лечение, тогда инфекционный очаг можно «задавить» так эффективно, что вероятность его активации в будущем снизится в десятки раз.

– В роддоме всем детям делают прививку БЦЖ. Разве она не защищает от инфекции?

– До того, как в шестидесятые годы прошлого столетия ввели внутрикожную вакцину БЦЖ, дети в десять – пятнадцать раз чаще заболевали туберкулезом при первом же контакте с микобактерией. Причем болезнь протекала тяжело, с поражением легких и лимфатических узлов, риском распространения туберкулезной палочки по всему организму, возникновением менингита. «Дочерние» туберкулезные очаги нередко поражали кости, в том числе позвоночник, глаза, почки и другие органы

Хотя и не на сто процентов, но на восемьдесят–восемьдесят пять БЦЖ защищает от заражения туберкулезом, а если ребенок и заболевает, то болезнь протекает в более легкой форме. А от туберкулезного менингита БЦЖ защищает почти стопроцентно.

— Но если ребенку с вакциной БЦЖ ввели туберкулезную палочку, значит, реакция Манту у него всегда будет положительной?

– Через восемь–десять недель после прививки БЦЖ реакция на туберкулиновую пробу будет положительной. Но выраженность ее у здорового ребенка обычно незначительна. А инфицирован ребенок или нет, врачи узнают по нарастанию папулы больше шести миллиметров. Конечно, как всякая биологическая проба, реакция Манту имеет довольно широкий диапазон колебаний, связанный с так называемой экспериментальной ошибкой. Препарат в разных сериях может немного отличаться, различной может быть техника вакцинации или точность измерения, да и состояние ребенка в момент проб может быть разным. То есть папула может увеличиться, хотя никакого заражения не произошло. Сейчас за ребенком с недостаточными признаками инфицирования, если у него нет контакта с туберкулезным больным, устанавливают наблюдение. Специалисты считают его инфицированным только тогда, когда появляются симптомы болезни или проба Манту растет и дальше.

– Родители не хотят вести ребенка в тубдиспансер, потому что боятся, что он там заразится. Реальны ли эти их опасения?

– Нет. Заразиться можно от больного с открытой формой туберкулеза, а в детское отделение тубдиспансера приходят на консультацию такие же инфицированные, но не заразные дети.

– Не принесет ли лекарство вред, если на самом деле ребенок не инфицирован, а проба Манту увеличена?

– Не принесет. Инфицированных детей лечат амбулаторно противотуберкулезными препаратами в течение трех, реже – шести месяцев. Пропишут, скорее всего, фтивазит, который убивает туберкулезную палочку, и витамин В 6.

Подпишитесь