– Николай Афанасьевич, кому осложнят жизнь поправки, внесенные в закон о туристской деятельности?
– Всем россиянам – и взрослым, и детям, т.е. всем тем, кто нуждается в санаторном лечении. Теперь в статье 1 «Основные понятия» туристская индустрия определяется как «совокупность… объектов санаторно-курортного лечения». Но такая трактовка ошибочна. Дело в том, что есть Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Его приняли в 1995 году, и пока никто не отменял. Так вот, в соответствии с 15-й статьей этого закона все «санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций» и относятся к системе учреждений здравоохранения. Ведь на курортах находятся не только санатории, это целая инфраструктура – поликлиники, водо- и грязелечебницы, питьевые бюветы, диагностические и лечебные центры, учреждения лечебной физкультуры… Все, что я перечислил, ни в коей мере не может относиться к туриндустрии.
– К чему же могут привести законодательные изменения?
– К тому, что все наши специализированные санатории, где осуществляется серьезное лечение больных туберкулезом, детским церебральным параличом, сахарным диабетом, с почечными и сердечно-сосудистыми патологиями, людей, перенесших тяжелейшие операции, станут такими же туристическими объектами, как, например, гостиницы. Получается, что человек с язвенной болезнью желудка, после удаления желчного пузыря или перенесший инфаркт, теперь не больной, а обыкновенный турист, что, по меньшей мере, нелепо. Кстати, объектами туриндустрии автоматически становятся теперь и все ведомственные санатории – Управления делами президента РФ, Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ России… Полагаю, что такое положение вещей недопустимо, так как отдых на курортах станет просто недоступен большинству россиян, которые в нем нуждаются.
– Почему?
– Потому что в пресловутой поправке есть еще один большой минус. Если санатории будут считаться объектами туриндустрии, то за лечебную путевку придется платить 18% НДС, как за турпродукт. До внесения изменений в действующий закон санаторная путевка НДС не облагалась. Но и это еще не все. Сегодня в некоторых регионах местные власти активно пытаются всеми правдами и неправдами заполучить в управление земли курортов федерального значения. Так, например, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев еще летом прошлого года обратился к президенту Путину с письмом, в котором, по сути, предлагалось отдать на откуп местным властям Анапу, Сочи и Геленджик – курорты федерального значения. А ведь туда ездит лечиться вся страна, это же национальное достояние, о чем, кстати, говорится в законе о курортах. В России есть уникальные курорты – Кавказские Минеральные Воды, Сестрорецкая курортная зона Санкт-Петербурга, мощнейший курорт Белокуриха на Алтае с его уникальными радоновыми водами, Ундоры в Ульяновской области, где лечат заболевания почек, Усть-Качка на Урале с йодобромными водами… Все эти курорты – общефедеральная собственность, и никто не имеет права менять их лечебный профиль. Нельзя из санатория сделать спортивно-оздоровительную базу, как сегодня хотят многие. В то же время закон не запрещает местным властям заниматься благоустройством курортных земель, запрещены только их продажа в частную собственность и строительство на них объектов, не имеющих отношения к лечебному процессу. Потому что если это разрешить, то вы просто не попадете на пляж ни в Сочи, ни в Анапе – море будет за сплошным забором вилл и частных резиденций. Интересный факт: в конце XIX века курорты Кавказских Минеральных Вод уже передавались в частную аренду. Просуществовало нововведение тогда 22 года, после чего выяснилось, что сиюминутная выгода не всегда совпадает с государственными интересами. В итоге было принято решение все имущество курорта вернуть в казну. В 1914 году Николай II подписал Закон Российской империи «О горно-санитарной охране курортов». И все подчинили государственному комиссару, даже врачей. Сделали полностью государственное управление. Кстати, генерал Ермолов в своих мемуарах в то время писал, что Кавказские Минеральные Воды представляют общенациональную ценность и государственное достояние. А сегодня требуют отдать их на откуп сельсоветам. Подобные попытки перевода федеральных земель под управление местных властей есть и в других регионах. Более того, года два назад у президента на столе оказался проект закона об отмене всех законов, потерявших свою актуальность. Так вот, среди прочих там был и нынешний «курортный» закон. К счастью, тогда его вычеркнули из «черного» списка.
– Кому рекомендованы отдых и лечение на курортах?
– Лечению на курортах подлежит вся гамма заболеваний (естественно, не в острый период), которые только есть: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, легочные, гинекологические, кожные, онкологические, заболевания мочеполовой, иммунной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата. Еще тысячу лет назад писали, что лечение природными факторами естественно для человека. Врач лечит, а природа исцеляет. Ведь как было в советское время? В санаториях не только лечили хронические заболевания, но еще и профилактикой занимались: на предприятиях были профсоюзные комитеты, и раз в год-полтора людям выделялись путевки, по которым они ехали отдыхать, а вернее, проходить курс профилактического лечения. В СССР была создана самая мощная в мире и самая социально ориентированная система санаторно-курортного лечения. И именно нашу классическую модель организации курортного дела взяли многие страны: Венгрия, Чехия, даже Италия, считающаяся родиной лечебного отдыха. И там санатории не имеют никакого отношения к туриндустрии, все подчиняются местной системе здравоохранения. В Италии, Франции, Германии полностью сохранена лечебная составляющая отдыха.
– В результате сегодня все больше россиян едут лечиться на чешские, итальянские или немецкие курорты…
– Пока мы не будем развивать и рекламировать собственные курорты, люди будут отдыхать за границей. Греция, например, тратит на рекламу за рубежом своих курортов 123 млн. евро, Турция – более 100 млн. долларов, а Россия – меньше, чем Румыния, не больше 3 млн. долларов в год. Вот и судите сами. А ведь отдыхать и лечиться в России есть где.