Нынешнее состояние Дальнего Востока России представляет собой угрозу национальной безопасности. Именно так охарактеризовал ситуацию президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета безопасности РФ 20 декабря минувшего года. И не случайно.
Ситуация действительно крайне серьезная. Как подчеркивал глава государства, «не удается переломить тенденции, ставшие для региона хроническими. Прежде всего это убыль населения, глубокие диспропорции в структуре производства и внешнеэкономических связей». Решение этих критически важных для Дальнего Востока, для многих сибирских регионов, а значит, и для всей России проблем должно стать задачей поистине национального масштаба. Государство, бизнес, институты гражданского общества, – все должны объединить усилия, чтобы превратить Дальний Восток из источника угрозы нашей безопасности в мощный полюс развития, надежный форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Представляется, что ключевым моментом стратегии возрождения региона является «человеческий фактор». На недавнем заседании госкомиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья было отмечено, что за последние 16 лет население Дальневосточного федерального округа сократилось на 18% при 3,3% в среднем по стране. В таких условиях перспективы возрождения региона становятся более чем туманными. Ведь даже если все решения руководства страны по разработке программ развития ДФО будут выполнены, даже если в полном объеме будут выделены финансовые средства (а на том же заседании госкомиссии говорилось о сумме в 400 млрд. долларов), останется неясным, кто будет работать над реализацией этих программ. Просто не хватит людей, рабочих рук.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходимо создать механизмы, которые не только остановили бы отток населения из региона, но и открыли бы возможности для массового привлечения туда трудовых ресурсов. Суть проблемы была сформулирована президентом на упомянутом заседании Совбеза: «задача привлечения и закрепления на Дальнем Востоке трудоспособного населения должна решаться прежде всего на основе реализации крупных экономических проектов и создания в регионе новых рабочих мест».
Судя по всему, реализация таких крупных проектов будет начата, причем уже в ближайшее время. Это – и строительство нефтепроводов, мощностей по добыче и переработке нефти и газа, и совершенствование транспортной инфраструктуры, и создание новых центров деловой активности (например, на острове Русский). То есть рабочие места будут. Но кто придет на них? Из каких источников будет покрываться дефицит рабочих рук?
Полагаю, что в основу решения этого вопроса необходимо с самого начала заложить принцип приоритета для российских граждан. Именно им нужно в первую очередь предоставить доступ к тем возможностям, которые будут открываться на Дальнем Востоке и в Сибири. Для этого нужно параллельно с разработкой проектов экономического развития Зауралья и Забайкалья создать специальные программы по организации масштабного привлечения и обустройства трудовых ресурсов из других российских регионов. Это тем более целесообразно, что в стране есть немало территорий, где людям трудно или вообще невозможно найти работу. К ним относятся так называемые депрессивные регионы в центральной части России, на юге Сибири, а также на Северном Кавказе, где ситуация особенно тяжелая. Далеко не все такие регионы могут рассчитывать на привлечение крупных инвестиций, по крайней мере в ближайшее время, и на соответствующие перспективы развития. Поэтому в условиях, когда Дальний Восток и Сибирь становятся важнейшими точками роста в масштабах всего государства, когда речь идет о направлении на эти цели огромного количества финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, было бы правильно задуматься и над адекватными ситуациями, более рациональным использованием ресурсов трудовых.
Привлекая на новые стройки молодежь со всей России, можно было бы не просто решить проблему дефицита рабочих рук, но и создать условия для улучшения положения в области демографии: ведь молодые люди вскорости обзаведутся семьями и многие из них останутся в регионе навсегда. Кроме того, совместная работа на благо страны станет самым лучшим средством для формирования новых отношений гражданского и культурного единства, которых так не хватает нашей молодежи, всему нашему обществу сегодня. В то же время отток неустроенных, лишенных твердых жизненных перспектив людей существенно снизит социальную напряженность в депрессивных зонах.
Хотел бы подчеркнуть, что у России есть большой и очень успешный опыт разработки и реализации подобных программ. Именно так в советское время шло освоение целины и Западной Сибири, восстановление Ташкента, строительство БАМа, возрождение Нечерноземья. Государство создавало экономические и моральные стимулы для добровольного переезда молодых, сильных, энергичных людей на новые места – и страна развивалась. Мы до сих пор живем, используя потенциал, который был создан таким путем. Уверен, что и в нынешних условиях механизмы рационального и максимально эффективного использования наличных трудовых ресурсов позволят нам решить стратегически важные задачи. Это совершенно необходимо, если мы хотим сохранить Дальний Восток и Сибирь как неотъемлемую часть России, ее будущего.
Автор – член Общественной палаты, председатель подкомиссии ОП по проблемам противодействия экстремизму и ксенофобии