Posted 2 апреля 2007, 20:00

Published 2 апреля 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Режиссер и драматург Марк Розовский

2 апреля 2007, 20:00
Художественный руководитель московского театра «У Никитских Ворот» отмечает сегодня семидесятилетие. В канун юбилея Марк Григорьевич РОЗОВСКИЙ нашел время для совсем не праздничного разговора. О том, что было, вспоминать ему некогда и не особенно хочется. Все мысли о том, что будет и чем сердце успокоится. Впрочем, зна

– Ко дню рождения вы сами себе сделали подарок – новый спектакль «Над пропастью во ржи» по роману Сэлинджера. Эта книга была, как сегодня говорят, одной из культовых в начале 60-х – в те годы, когда вы только-только начинали.

– Это дипломный спектакль моих учеников, студентов ГИТИСа, который станет репертуарным в нашем театре. Мне эта работа кажется очень интересной. Во-первых, Сэлинджера последний раз ставили в Театре сатиры как раз в 60-х. Юный Андрей Миронов играл Холдена Колфилда, выражая наше презрение к всеобщему конформизму. Сегодня эта тема, по-моему, опять актуальна. Во-вторых, несмотря на то, что я руководитель постановки, не могу не порадоваться как зритель прекрасной режиссуре артистки нашего театра Марины Кайдаловой. И на прогонах я испытывал минуты счастья от того, как реагирует молодежная аудитория на то, что делают их сверстники.

– Можно ли, перефразируя известные слова Флобера о «Мадам Бовари», сказать: «Холден – это Розовский?»

– Если вы намекаете на то, что я выгляжу моложе своих лет – перефразируйте (смеется). Не возражаю.

– В этом году, для вас вдвойне юбилейном (осенью театр откроет 25-й сезон), всех ваших зрителей интересует: как обстоят дела с открытием новой сцены?

– Мне в последние дни все задают этот вопрос, на который у меня внятного ответа нет. Строительные работы практически закончены. Деньги на отделочные работы выделены. Вроде бы все на мази. Надо наконец наш долгострой завершать. У меня хранится раритетная бумажка с моим обращением к председателю Моссовета товарищу Сайкину – это середина 80-х – и там стоит его резолюция: «Поддерживаю!» Многие годы ушли на пробивание, получение денег, утверждение проекта, согласование, ожидание новых денег... На это помещение клали глаз очень сильные организации – сами понимаете, лакомый кусочек в самом центре Москвы. Нам удалось отбиться, но даже сегодня вспоминать об этом страшновато. Вроде бы горизонт близок. Тем не менее я очень волнуюсь, получится ли быстро. Последний рывок – завезти и установить оборудование. Но прежде надо все это профинансировать. Учитывая, сколько раз это мною раньше делалось, не могу обещать зрителям то, в чем у меня нет стопроцентной уверенности.

– В этом сезоне вы обещали еще две премьеры – «Мистерию-буфф» Маяковского и «Слепую Красавицу» Пастернака. По-моему, нельзя более четко обозначить две ипостаси театра «У Никитских Ворот». С одной стороны, публицистичность и гражданственность. А с другой – лиризм и очень тонкий психологизм.

– Знаете, в «Слепой Красавице» тоже есть пусть скрытая, но мощная публицистика. Вы помните, действие происходит в момент отмены крепостного права. И смысл этой вещи – осознание того, откуда возникли все исторические катаклизмы России, до сих пор ее сотрясающие. Все наши беды случились оттого, что не был в то время и впоследствии решен крестьянский вопрос. В пьесе, которую Пастернак писал, уже будучи нобелиантом, на пороге смерти, и много лиризма, и есть элементы детектива, и масса иронии. Там есть и психологизм автора «Доктора Живаго», но есть и отсыл к Серебряному веку, к символическому театру Блока. Слоев много, хотя пьеса осталось незаконченной, по сути лишь начатой. Но главное – нам предстоит открыть Пастернака-драматурга, на что я получил благословение его сына Евгения Борисовича. Открыть, в общем, неизвестного нам Пастернака. Мне кажется чрезвычайно мощным представленный в этой пьесе образ России – «Слепой Красавицы». Россия до сих пор ею остается.

– А как обстоят дела у драматурга Марка Розовского в местах заключения?

– Что вы имеете в виду?

– Прошла информация, что в исправительном учреждении, где содержатся иностранные граждане, в самодеятельном театре ставится одна из ваших пьес.

– Боже мой, я от вас это слышу впервые! Но если то, что я сочинил, помогает этим людям выжить, я могу им только спасибо сказать. И пожелать поскорее получить возможность прийти в наш театр.

– А еще на прошлой неделе была информация, что дорогого юбиляра заметили на съезде одной из новоявленных партий. Неравнодушие к политической жизни, гражданственность – они в крови Марка Розовского, но есть ли у этих качеств сегодня сила в масштабах нашей страны?

– Я убежден, что Россия нуждается в сильных гражданах. Что касается лично меня, я вошел в это дело с умозрительной целью. Мне хочется пробить две вещи. Закон о меценатстве, в котором заинтересованы и бизнес, и культура. И второе – создание подлинного, а не фиктивного антифашистского фронта. Я не собираюсь бороться ни с СПС, ни с «Яблоком», ни за персональное местечко в Думе – во власть я уже ходил, был членом президентской комиссии по помилованию. Но, коль скоро меня в эту партию позвали как эксперта по культуре, я считаю это своим гражданским долгом.

– И напоследок: вы хотели бы, чтобы ваш сын пошел по отцовским стопам?

– Ой, рано говорить!.. Конечно, как писал в «Облаке в штанах» Маяковский, а потом в одном из рассказов Зощенко, «ворочается в тине сердца какая-то глупая вобла воображения», и я часто вижу его будущим театральным человеком. Но получится ли это – решать ему самому, когда чуть-чуть повзрослеет. А пока моя дочь Саша, принявшая такое решение, учась в ГИТИСе, получает пятерки по всем предметам. Все, извините, мне надо бежать к актерам...

– С днем рождения!

– Спасибо! (На бегу.)

Подпишитесь