Posted 1 апреля 2007, 20:00
Published 1 апреля 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:48
Updated 8 марта, 08:48
НЕ РОДИСЬ ВЫСОКОЙ
Самый распространенный комплекс в среде актрис – это недовольство собственной внешностью. Чаще всего такого рода переживания имели место в подростковом возрасте, но оставили след на всю жизнь.
– Когда я училась в школе, у нас в моде были как раз такие девочки, как Майя из истории про «Чудо», – пожимает плечами актриса Татьяна Васильева («Попса», «Самая обаятельная и привлекательная»). – Невысокие. Аккуратненькие. А я переживала, что худая и высоченная. Все мальчишки, с которыми я росла, в лучшем случае доставали мне до уха. Разумеется, они не торопились провожать домой такую «дылду» или приглашать меня на танцы. Сейчас времена изменились. У моей дочери Лизы рост метр восемьдесят восемь. Она не то что не переживает, она каблуки надевает, добавляя еще сантиметров десять! И кавалеров у нее, надо сказать, хватает.
Высокий рост и худоба были «подростковой» проблемой многих актрис, как отечественных, так и зарубежных. Голливудскую диву Уму Турман (рост под метр девяносто) в школьные годы дразнили «девушка-башня». Среди «наших» знаменитостей из-за высокого роста страдали Кристина Орбакайте, Олеся Судзиловская и героиня сериала «Кто в доме хозяин?» Анна Невская. Но на смену изжившим себя комплексам иногда приходят новые. Например, Анастасия Мельникова («Улицы разбитых фонарей») признается, что в «пионерском возрасте» переживала из-за высокого роста и худобы. А сейчас, напротив, кажется себе слишком пухленькой, из-за чего время от времени садится на жесточайшие диеты.
СИЛЬНЫЙ ПОЛ И НОЧНЫЕ КОШМАРЫ
Весьма распространенное мнение, что актеры – это люди с ярко выраженным стремлением всем нравиться. Многие западные звезды в школьные годы считали себя некрасивыми, худыми (или, наоборот, толстыми) и глупыми. Брэд Питт, Ричард Гир, Джонни Депп, Арнольд Шварценеггер, список можно продолжать. Эти знаменитости признавались, что одной из причин выбора профессии стала именно ее публичность как возможность доказать собственную незаурядность. Жан-Полю Бельмондо в актерской школе преподаватель как-то сказал, что зрители будут умирать от хохота, когда он с его носом будет целовать девушку на экране. Но Бельмондо стал признанным секс-символом Франции, даже опередив красавца Алена Делона.
Удивительное дело, никто из российских актеров-мужчин не признался, что переживал из-за «не такого» роста или формы носа. Даже если и было «что-то неприятное», будущие знаменитости компенсировали эти недостатки внешности спортивными достижениями: Михаил Пореченков, например, серьезно занимался боксом, Антон Макарский – подъемом тяжестей, Марат Башаров успешно играл в хоккей.
А вот профессиональные комплексы были и есть…
– Бывает такое, – делится своими ощущениями актер Михаил Пореченков («Агент национальной безопасности», «Связь», «9 рота»). – Тебе предстоит читать на камеру огромный по объему монолог, вокруг собралась толпа людей: режиссер, оператор, осветители, звуковики, администраторы. Остается пять минут до начала съемки, три минуты… И что-то екает внутри, будто какой-то живчик поселился в тебе ужасно «боючий». Думаешь, вот буду я читать монолог, а вдруг… собьюсь? Придется делать еще дубль. Но не факт, что во второй раз удастся все сделать как надо. Будет третий дубль, четвертый, пятый… А потом режиссер не выдержит и закричит: «Эй ты, бездарь! Долго ты нас всех тут еще будешь мучить?»
То есть в данном случае налицо ярко выраженный комплекс «профессиональной непригодности», когда тебе кажется, что ты все делаешь не так, боишься споткнуться на ровном месте. Хотя, как правило, никаких объективных причин для переживаний нет.
Комплексы преследуют актеров даже во сне. Рассказывает коллега Пореченкова, актер Александр Лыков (Казанова из «Улиц разбитых фонарей»):
– Мне тут на днях приснился сон, что я в каких-то пещерах нахожусь. И публика, корреспонденты с фотокамерами – валом туда валят. Вот рассаживаются они по местам, звенит звонок… И тут я понимаю, что это я должен выступать. Боже мой! А я не готов! Я понимаю, что к этому спектаклю мне нужно готовиться как минимум месяц. Но никакого месяца мне не дали, надо выходить на площадку сейчас. Такая паника меня охватила! А иногда снятся сны, что мы снимаем кино и, как всегда, не успеваем. И режиссер кричит в гневе на всех, кто попадается под руку. А под руку, как всегда, попадаюсь я.
ВИДЕТЬ СЕБЯ НЕ МОГУ!..
Еще один киносекрет. Актеры очень не любят видеть себя на экране.
– Это точно про меня! – подтверждает Антон Макарский («Бедная Настя», «Пером и шпагой»). – Мне лучше не смотреть фильмы, где я снимался. Иначе я сижу и грызу себя: «Вот здесь не так сыграл. Надо было по-другому. Ой! А тут как ужасно!» Я себе самый строгий критик.
Несколько лет назад у Антона имелся еще один комплекс. Его, выпускника Щукинского училища, режиссеры не торопились приглашать на главные роли. С этой проблемой – отсутствием ролей – в разные периоды жизни сталкиваются почти все артисты, поскольку актерская профессия – зависимая и изначально предполагает ожидание. И не всегда приятное. Плюс периодически выходит на первый план финансовый вопрос: в периоды безролья надо на что-то жить.
– После окончания училища у меня был комплекс невостребованности, – рассказывает Антон. – Я переживал, что все идет не так, как мне хотелось бы. В итоге я плюнул на все и решил кардинально поменять свою жизнь… И ушел в армию. Год отслужил. Понял, что и там можно жить! И даже получать от этого удовольствие, потому что ощущаешь себя железным человеком, машиной. «Рота, подъем! 45 секунд!» – и побежал на разминку. Слава Богу, что этот период в моей жизни был. И хорошо, что он закончился
Сейчас Макарский страдает от востребованности у режиссеров, только за последний год он снялся в пяти фильмах.
– Комплексы – не такая уж плохая штука, – подводит итог он. – Они дают человеку стимул работать над собой. Главное – не опускать руки и верить в себя.
Имеет право советовать, все-таки Фей 3-го разряда.