Атомная энергетика давно страдает от дефицита внимания государства. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи, первый ядерный объект после долгого перерыва был введен только в 2001 году, с того времени появилось еще два, а на ближайшие три года в планах стояло лишь доведение до конца строительства трех долгостроев – это практически ничто.
Такая ситуация сложилась потому, что долгое время финансирование строительства объектов мирного атома производилось исключительно Росэнергоатомом, ресурсы которого не позволяли по-настоящему «развернуться», хотя в планах правительства к 2012 году строительство двух энергоблоков ежегодно. Выделенных на два года средств, по данным комитета по энергетике, хватит максимум на два с половиной блока.
Всего же на программу развития атомной энергетики планируется выделить порядка 490 млрд. руб. На эти деньги предполагается завершить строительство, в том числе 4-го энергоблока Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах.
Правда, и эти скромные планы могут оказаться нереализованными.
«На пути реализации этой программы возникнет масса препятствий, преодолеть которые будет чрезвычайно сложно, – пояснил «Новым Известиям» член экспертного совета Ассоциации производителей продукции и услуг для атомной энергетики (ПАЭН) Валентин Иванов, – и первая из них – найти необходимые кадры. За последние годы подготовка специалистов резко упала в качестве. Многие научно-исследовательские площадки были сокращены или вовсе закрыты. Зарплаты у ученых и преподавателей крайне низкие. Скажем, у нас в Димитровграде специалисты научно-исследовательского института атомных реакторов получают в среднем 5 тысяч рублей в месяц, да и те с задержкой». По словам г-на Иванова, если раньше атомная отрасль получала ежегодно сотни специалистов в год, то сейчас – десятки. При этом никаких средств на дополнительную подготовку кадров в бюджете, во всяком случае, пока – не предусмотрено.
«Деньги являются необходимым условием для развития атомной энергетики, – заявил «НИ» другой член ПАЭН, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин, – необходимое, но не достаточное. Поставленная задача настолько сложна, что выполнить ее Росатому удастся, только напрягая все возможные силы. Достаточно упомянуть острую нехватку строительно-монтажных и человеческих ресурсов. Их и так мало, а теперь их еще и будут тянуть на себя разные отрасли энергетики».
Как отметил г-н Нигматулин, на строительство АЭС люди, в особенности молодежь, идут охотно: «В СССР спецам могли обеспечить высокую мотивацию различными социальными мерами. Строители в атомной энергетике, например, в течение двух лет получали квартиру». Сегодня же даже многомиллиардные вложения при таком положении отрасли могут оказаться недостаточными.