По словам г-на Пибалгса, ЕС рассматривает Россию как надежного поставщика, однако, по его словам, «ЕС и США едины в стремлении к транспарентным и свободным энергетическим рынкам, к диверсификации источников и путей доставки энергоресурсов». Создание газового картеля, по мнению комиссара, в эту концепцию никак не вписывается.
В Еврокомиссии подтвердили «НИ», что Пибалгс выражает общую позицию Евросоюза, и сослались также на слова комиссара ЕС по торговле Питера Мандельсона, который также предупредил вчера об опасности газового картеля: «Картель подрывает безопасность потребителей газа, а когда они чувствуют себя неуверенно, это сказывается и на безопасности поставщиков,–- сообщил комиссар, – не надо пытаться создать впечатление, будто поставщики могут диктовать свои условия с позиции силы, это неправильный сигнал. Он вызывает встречную реакцию, которая может сильно ухудшить позиции поставщиков».
Напомним, что планы создать газовый картель с участием стран, обладающих крупнейшими запасами этого ресурса, неоднократно озвучивались в последнее время такими странами, как Иран, Катар, Алжир и Венесуэла.
Как отметил в интервью «НИ» сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, европейские страны так или иначе находятся в поиске альтернативных источников энергии, хотя пока больших успехов на этом пути не видно. «Г-н Пибалгс в основном выдает желаемое за действительное. Кроме того, это очередная попытка использовать психологическое давление в сложившейся ситуации», – отметил эксперт.
Между тем некоторые эксперты полагают, что на Западе переоценивают опасность газового консорциума, ассоциируя его с нефтяным ОПЕК: «Это совершенно неправильное представление о сути нового блока, – рассказал «НИ» президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, – из-за этого сейчас и началась эта эскалация недоразумений. В первую очередь аналога ОПЕК быть не может, поскольку ситуация с газовым рынком сейчас абсолютно другая, нежели с нефтяным в 60-е. С ценами все нормально и спрос стабильно растет. Да, проблема перепроизводства может возникнуть, но пока это выглядит не перспективой ближайшего будущего».
Г-н Григорьев добавил, что реальная функция газового картеля –отслеживание ситуации и тенденций на рынке для стран-производителей. Никаких мер по снижению объемов добычи на сегодняшний день не предусмотрено. «Даже если бы вдруг экспортеры договорились об этом, то включились бы рыночные механизмы, – считает эксперт, – газ был бы успешно заменен субститутами, такими, как нефть, уголь и так далее». По словам собеседника «НИ», слова Андриса Пибалгса могут быть отнесены к общей ситуации с ростом цен на рынке, но никак не к образованию картеля как такового.