Posted 26 марта 2007, 20:00
Published 26 марта 2007, 20:00
Modified 8 марта 2024, 08:51
Updated 8 марта 2024, 08:51
По некоторым данным, оборот платных медицинских услуг в теневом секторе по стране превышает 100 млрд. рублей в год. Львиную долю этой суммы составляют деньги, которые берут врачи или руководители поликлиник за бесплатные медицинские услуги. Стоимость «подарков» врачам в Москве варьируется от 500 до 1 тыс. долларов. «Чтобы медсестра оказала пациенту хоть какое-то внимание, ему придется выкладывать ей по 200–300 рублей ежедневно, – пояснил «НИ» научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. – Впрочем, и за обычную операцию в бесплатной больнице нужно будет заплатить хирургу около 1 тыс. долларов».
За последний год проблема стала настолько очевидной, что ее пришлось признать даже в департаменте здравоохранения Москвы. Руководство призвало население без стеснений жаловаться на медиков-взяточников по «горячей линии». При этом людям в который раз напомнили, что в государственных муниципальных клиниках и больницах медицинская помощь должна оказываться бесплатно.
Как сообщили «НИ» в секретариате Управления здравоохранения Южного административного округа, по «горячей линии» всех обратившихся немедленно связывают с врачом, курирующим то или иное медучреждение. Он оценивает степень нарушения и принимает решение, проводить или не проводить служебное расследование. Впрочем, уверяют в секретариате, звонков поступает пока немного, а на взяточников и вовсе никто не жаловался.
В том, что от «горячей линии» не будет никакого толку, убеждены и независимые эксперты. «Можно сразу поставить вопрос, а что произойдет с таким обращением потом? – объяснил «НИ» глава Национальной ассоциации защиты прав пациентов Дмитрий Шустов. – Делу могут дать ход, проведут необходимую проверку, а виновных накажут. Но может получиться совсем по-другому».
Департамент не может и не вправе проводить специальные следственные действия против врачей или клиники, заявляют эксперты. В лучшем случае обращения по «горячей линии» приведут к паре показательных процессов. Дескать, «смотрите – работаем же!». Все же остальные заявления, скорее всего, уйдут в стол или закончатся формальным выговором или наложением небольшого штрафа. «Анонимные заявления, кроме террористических, у нас в стране не рассматриваются, – пояснил «НИ» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – А назвать свою фамилию решится далеко не каждый пострадавший пациент. Зачем ему осложнять и без того не простые отношения с медиками. Кроме того, если заявление не подтвердится, звонившего можно еще и в клевете обвинить Собственно поэтому люди и не горят желанием жаловаться на обидчиков».