Как стало известно «НИ», всего на судне «Гриша Подобедов» находятся 15 моряков, шестеро из них – жители Камчатки, девять – из Приморского края. Один из членов экипажа дозвонился до родственников и рассказал, что на борту пока хватает провизии и условия позволяют продержаться какое-то время. Еще на прошлой неделе генеральный директор компании «Камчатморфлот» Константин Жуков заявлял о том, что долги перед моряками и китайскими ремонтниками будут погашены в ближайшие дни. Однако этого не произошло. Тем временем, если до 20 апреля владелец теплохода не расплатится с ремонтниками, судно будет продано. «Обычно в таких случаях судно оценивают и по решению суда продают с торгов, – рассказал «Новым Известиям» заместитель председателя Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук. – Есть такое понятие – «морской залог». Оно означает, что если кто-то покупает судно, на котором не погашен какой-либо долг, то этот долг обязан выплатить новый хозяин».
Игорь Ковальчук добавил, что сейчас компания «Камчатморфлот» не совсем уверенно стоит на ногах. «Компании не хватает средств, чтобы исправно платить зарплату морякам и расплачиваться за ремонт своих судов», – объяснил г-н Ковальчук. По его словам, РПСМ предлагал компании заключить с моряками коллективный договор, в котором были бы прописаны права и обязанности обеих сторон. Как правило, в этом документе указывается продолжительность контрактов моряков, размер зарплат, описывается, каким должен быть режим отдыха на судне. «Эта договоренность с «Камчатморфлотом» не достигнута, – продолжает г-н Ковальчук. – А жаль, ведь коллективный договор облегчает возможность разрешать возникшие между сторонами споры». Зампредседателя РПСМ пояснил «НИ», что «судовладельцы обычно предпочитают вовремя расплачиваться с третьими лицами – поставщиками продуктов или ремонтниками – ведь именно они чаще обращаются в суд. Зарплаты морякам работодатели платят в последнюю очередь».
Как сообщил «НИ» управляющий директор Союза российских судовладельцев Валентин Туреев, «Камчатморфлот» является членом их организации и «имеет связи с дальневосточным филиалом Союза». В самой судовладельческой компании от комментариев воздерживаются.
Напомним, в феврале во Вьетнаме в похожей ситуации оказался экипаж другого судна «Камчатморфлота» – «Тихона Семушкина». При участии представительства МИД РФ долги по зарплате морякам были выплачены, люди вернулись в Россию. Сам же «Тихон Семушкин» все еще стоит во Вьетнаме, ведь долг ремонтникам не погашен до сих пор.
Кстати сказать, с середины января в китайском порту Нинбо находится экипаж еще одного российского судна – «Нобель». Во время шторма сорвавшийся с якоря китайский буксир врезался в российский теплоход, и тот затонул. 19 моряков эвакуировались на берег. Двух женщин отправили в Россию, у остальных забрали паспорта. Моряков поселили в гостинице, на еду им выдают по десять долларов в сутки. «Нам сказали, что вернут документы только после подъема «Нобеля», – сообщил «НИ» второй помощник капитана судна Сергей Сапожников. Экипаж «Нобеля» не получает зарплату. Ее обещали перечислить также после подъема судна.