Posted 25 марта 2007, 20:00
Published 25 марта 2007, 20:00
Modified 8 марта, 02:19
Updated 8 марта, 02:19
Захваченные британцы, по утверждению Тегерана, уже признались, что вели патрулирование в территориальных водах Исламской Республики – этого обычно и требуется Ирану, чтобы «закрыть дело». Вспоминается предыдущий инцидент с британскими моряками, задержанными иранскими пограничниками в июне 2004 года в фарватере реки Шатт-аль-Араб, где проходит водная граница между Ираном и Ираком. Признавшись в телеэфире, что случайно оказались в иранских территориальных водах и, принеся извинения, они были тут же освобождены, а официальный Лондон успокоился. Правда, ни тогда, ни сейчас никого почему-то не интересует: как, при каких обстоятельствах добыты признательные показания?
Что касается новых ооновских санкций, то, как и все предыдущие внешне грозные меры против Ирана, они носят скорее условно-рекомендательный, нежели обязательный характер. Так, новая резолюция СБ ООН предусматривает замораживание счетов 13 компаний и 15 физических лиц, причастных к обогащению урана и разработке ракетных носителей; визовые ограничения для некоторых иранских чиновников, а также эмбарго на экспорт Ираном оружия. Тегерану отводится 60 дней на приостановку ядерных программ, не связанных с мирными целями, после чего СБ ООН вновь рассмотрит вопрос. Резолюция также призывает Иран вернуться к переговорам в формате «шестерки» (Германия, Великобритания, Франция плюс Россия, США и Китай), которая готова начать переговоры с нуля. В случае очередного иранского «нет», ООН приступит к обсуждению новых мер давления на Иран, исключающих применение силы.
Накануне голосования в текст резолюции по требованию непостоянных членов Совбеза – Катара, ЮАР и Индонезии – были внесены поправки, смягчающие ее тональность. В результате на свет появился довольно оригинальный документ. «Предложения очень аккуратно сформулированы и содержат не запрет, а призыв. Никакие собственно экономические санкции против Ирана не вводятся», – так прокомментировал текст резолюции постпред России при ООН Виталий Чуркин. Если это и есть – «жесткие санкции», тогда, видимо, не следует удивляться реакции иранской газеты «Кейхан», назвавшей ооновский документ «комариным укусом».
При ближайшем рассмотрении объявленных мер против Ирана, их реальный кпд попросту выхолащивается. Например, замораживание авуаров не распространяется на ранее заключенные Ираном контракты, не нарушающие режим нераспространения. В таком случае, по каким критериям введены санкции против 13 компаний и 15 физических лиц: ведь ни обогащение урана, ни разработка ракетных носителей сами по себе не нарушают положений Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Да и за рамки устава МАГАТЭ Иран в своей ядерной деятельности пока еще не выходил.
Пункт резолюции, касающийся визовых ограничений для иранских должностных лиц, и вовсе вызывает улыбку. Насколько эффективен подобный прием в плане качественного воздействия на тот или иной одиозный режим и его далеко идущие планы, хорошо видно на примере Белоруссии, уже давно попавшей под визовые санкции ЕС и США. Ну и где результат? И Александр Лукашенко, и Уго Чавес, и Махмуд Ахмадинежад уже давно проложили для решения деликатных вопросов «альтернативные маршруты».
Что же до запрета на экспорт иранского оружия, то в последнее время Иран его больше покупает, чем продает. Кроме того, в условиях множественности вариантов и схем военных поставок за рубеж, особого толку от ооновских санкций не может быть по определению: Иран всегда найдет возможность довооружить ту же «Хезболлу».
Верховный представитель Евросоюза по общей политике и безопасности Хавьер Солана назвал новую резолюцию ООН по Ирану, «очень четким сигналом» со стороны международного сообщества. Однако Тегеран вряд ли воспримет его как сигнал к тому, чтобы остановиться. Или хотя бы задуматься. Сигналов и так уже много: нынешняя резолюция Совбеза по Ирану – четвертая по счету за последние 12 месяцев. Результат же всегда один.