К примеру, академики «Золотого орла» не удостоили даже одной номинации фильм президента «Ники» Эльдара Рязанова «Андерсен». А на «Нике» «Андерсену» досталось два приза – лучшему костюмеру (Наталья Иванова) и лучшему художнику- постановщику (Людмила Кусакова). На «Орле», которым рулит Никита Михалков, награду за лучшую женскую роль получила Анна Михалкова, а «Ника» ее даже не номинировала. Между тем и роль Михалковой, и дизайн «Андерсена» – замечательные работы.
«Остров» почти официально причислен к святым киноработам. Между тем этот новый образец российского кино так же произвольно обращается с историей, очевидцы которой еще живы, как голливудский «пеплум» вроде «Гладиатора» или «Александра» – с историей Рима или Древней Греции. И появление фашистского военного корабля у пустынного побережья Белого моря, и наличие монастыря в прибрежной пограничной зоне, и наличие в монастыре котельной, и отсутствие на экране советской власти в 1973 году, и свободное паломничество к юродивому целителю – все это сказки, в которых не было никакой художественной необходимости. Монастырский быт вместе с историей греха-покаяния можно было показать на более достоверном материале, не путая зрителей своими выдумками. Что касается трех актерских наград Мамонову («Золотой орел», «Белый слон» и «Ника») и двух – Сухорукову («Орел» и «Ника») за роли в «Острове», то обидно за Дмитрия Дюжева, чья роль отца-эконома осталась не только без наград, но и без номинаций, хотя он решил не менее сложную актерскую задачу, почти без слов выразив противостояние между официальной и неофициальной церковью.
В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» победила картина неувядающей Киры Муратовой «Два в одном» (Украина), опередившая и литовскую притчу «Гетто», и хулиганскую виньетку из Азербайджана «Три девушки», и премированные в Ханты-Мансийске на фестивале «Дух огня» казахские «Записки путевого обходчика», и эстонскую комедию «Сыт по горло».
В свой юбилейный год «Ника» выдала сразу три почетных приза. Первый из них получил Александр Белоусов, при ректорстве которого скромный Ленинградский институт киноинженеров превратился в громкозвучный Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, причем лауреат несколько преувеличил резонанс этой награды, назвав его «радостью для миллиона человек».
Второй приз был вручен 90-летнему классику российской анимации Федору Хитруку, создателю «Каникул Бонифация» и эпопеи о Винни-Пухе. Хорошо еще, что не стали дожидаться столетия Мастера, чей вклад в российское кино был более чем очевиден уже в год зарождения «Ники».
С некоторым запозданием вручили почетную «Нику» («За честь и достоинство») и Эльдару Рязанову, но на то была уважительная причина – последние 6 лет наш выдающийся комедиограф возглавлял академию «Ника». Теперь он торжественно сдал пост Алексею Баталову (лучшей замены было не найти) и получил заслуженные почести.
Из фирменных призов «Ники» следует отметить награду «Открытие года», которая по справедливости была отдана Ивану Вырыпаеву («Эйфория»), а также приз за телевизионное достижение года, присужденный Юрию Грымову за сериал «Казус Кукоцкого».
«Ника» за лучший документальный фильм была вручена ленте Евгения Цымбала «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи». Фильм хороший, но настораживает тенденция последних пяти лет – награждать «архивные» просветительские ленты, игнорируя документальное кино, сделанное в контакте с современностью.
Что касается самой церемонии, прошедшей в Театре Российской армии, то она получилась изрядно затянутой, особенно в первой части. Виноваты в этом Юлий Гусман, из которого наряду с удачными шутками сыпался ходовой словесный «наполнитель», плохо срежиссированное чествование Рязанова, а также группы «Уматурман» и «Космос», подготовившие слабенькие концертные номера. Зато во втором отделении зрителей порадовали традиционным кинокапустником Инина–Вонсовича–Воловича–Якубовича, блестящим выступлением Максима Галкина, который спародировал сразу весь политический бомонд, и весьма язвительным стихотворным памфлетом Дмитрия Быкова.
Наконец, удачную точку в церемонии поставил глава Роскультуры Михаил Швыдкой, который выразил решительное несогласие с первой фразой из фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» («Российское кино – в ж…»). Однако где именно находится российское кино, экс-министр культуры не уточнил.