Энергетика распада

20 марта 2007, 00:00
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев через неделю после возвращения из Москвы примет в Астане своего польского коллегу Леха Качинского, чтобы обсудить с ним возможности поставок газа на берега Вислы.

В другой центральноазиатской столице – Ашхабаде завершились международные переговоры о транзите туркменского «голубого топлива» в Европу через Азербайджан и Грузию. В Киеве и Минске все чаще говорят о реанимации проекта достройки нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк, по которому на Запад пойдет каспийская нефть. Во всех случаях речь идет о проектах без участия России и в обход России, энергозависимость от которой все больше заботит наших западных соседей.

Москва, чья нефтегазовая стратегия получила очередное эффективное и эффектное воплощение в недавних договоренностях с Афинами и Софией о поставках энергоносителей (трубопровод Бургас – Александруполис), похоже, оказалась не готова к тому, что богатые сырьем страны СНГ поведут самостоятельную игру на рынке энергоносителей. Однако, учитывая злободневность вопроса, становится ясно, что СНГ в этом году ждут, возможно, самые серьезные за всю его 15-летнюю историю испытания на прочность.

В сентябре прошлого года глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал в Ашхабаде соглашение с «отцом всех туркмен» Сапармуратом Ниязовым о закупке 162 млрд. кубометров туркменского газа (по 100 долларов за тысячу кубометров) в 2006–2009 годах. Россия излучала абсолютную уверенность в собственной неколебимой роли основного импортера и транспортировщика туркменского газа за границу. Тем более что покойный президент Ниязов тогда же заверил главу «Газпрома»: весь туркменский газ будет поставлен в Россию, а что там толкуют в Европе и США про некий «транскаспийский газопровод» – Ашхабад не интересует. Да и в России на этот счет не слишком-то беспокоились. В экспертном сообществе исходили из того, что у Туркмении попросту нет средств на строительство нового трубопровода в обход России. Например, по мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, после смерти Ниязова, при котором не шибко жаловали экономику по части расходов, у туркменского государства вряд ли найдутся «большие свободные средства, чтобы затевать строительство газопроводов в обход России». А помимо России, полагает г-н Жарихин (и в этом с ним солидарны многие другие российские эксперты) туркменский газ девать особо некуда.

Однако не успела Туркмения оправиться от шока в связи с кончиной Туркменбаши, как потенциальные инвесторы сами потянулись в республику, о чем свидетельствует мартовский визит в Ашхабад представителей британско-греческо-азербайджанского консорциума. И выяснилось, что идея транскаспийского газопровода очень даже интересует Ашхабад. Тем более что Еврокомиссия и США продолжают активно лоббировать этот проект, суля Ашхабаду всяческие выгоды. При этом одна только подготовительная его стадия – обоснование строительства трубопровода, проработка юридических аспектов – потребует 1,7 млн. евро. Но европейцы за ценой не постоят. По той простой причине, что умеют считать деньги. Себестоимость добычи газа на морском шельфе России оценивается уже в 84 доллара за 1 тыс. кубических метров. В то же время добыча азербайджанского и туркменского газа обходится на порядок дешевле.

Европейские аппетиты в Центральной Азии довольно емко выразил польский министр экономики Петр Возняк: «Нам нужен свободный доступ к обширным газовым месторождениям, находящимся в Казахстане, Туркменистане и Прикаспии. Между нами лежит Россия».

Общая стратегическая цель Евросоюза и США – добиться того, чтобы центрально-азиатский газ пошел на Старый континент через Каспий, Азербайджан, Грузию, Черное море и Украину, то есть в обход российской территории. До сих пор Москве удавалось сохранить контроль над ценами и поставками энергоносителей в бывшей советской Средней Азии. Однако ситуация резко меняется.

Инициированный Россией переход на рыночные отношения в сфере энергопоставок пробудил в столицах богатых нефтью и газом государств СНГ желание вести самостоятельную игру на сырьевом рынке, чем не замедлили воспользоваться в своих интересах эсэнгэвские «фрондеры» – Украина и Грузия.

Так, согласно упорно циркулирующим в дипломатических кругах слухам, Ющенко и Саакашвили убедили коллегу Назарбаева принять участие в саммите энергозависимых от России стран, который пройдет в мае в Варшаве, – на нем будут обсуждаться схемы энергопоставок из Казахстана в обход России. Кроме того, опять же с подсказки Ющенко, Астана и Варшава договорились рассмотреть возможность присоединения Казахстана к нефтепроводу Одесса–Броды–Плоцк. Согласно этому проекту казахстанская нефть будет транспортироваться по Каспию до Баку, оттуда по трубопроводу до грузинского нефтяного терминала Супса, и далее по Черному морю до Одессы.

В Москве пока не слишком беспокоятся по поводу неожиданных «телодвижений» конкурентов, полагая, видимо, что многократная перевалка нефти делает проект Одесса–Броды–Плоцк априори неконкурентоспособным по отношению к транспортировке через Россию. Следует, однако, помнить, что нефть – это не просто продолжение политики, это и есть политика. Оскудевающие запасы энергоресурсов вновь, как это уже не раз бывало в прошлом, становятся источником потенциальных трений и конфликтов. Не случайно в приватных разговорах с европейскими дипломатами и бизнесменами все чаще приходится слышать, что если отношения между Россией и Западом и далее будут ухудшаться, то Евросоюз поддержит любой, даже самый нерентабельный энергетический проект, который гарантировал бы стабильность поставок жизненно важного сырья.

КОММЕНТАРИИ

Петр НАИМСКИЙ, заместитель министра экономики Польши (Варшава):
– Что касается трубопровода Одесса–Броды–Плоцк, то для того чтобы инвестиции в него имели смысл, должно быть сырье. Не может быть такого, что мы построим нефтепровод, который будет пустовать. Но до тех пор, пока не будет заключена договоренность о поставках нефти между Польшей, Украиной, Казахстаном, Азербайджаном и Грузией (как транзитной страной), Польша не вложит никаких инвестиций.

Губад ИБАДОГЛУ, директор Центра экономических исследований (Баку):
– С геополитической точки зрения Транскаспийский газопровод очень важен для Баку. Во-первых, со строительством этого трубопровода международный авторитет и влияние Азербайджана в регионе сильно возрастут. Во-вторых, этот проект будет способствовать более тесной интеграции нашей страны с Европой. А в-третьих, Азербайджан в большей мере станет транзитной страной. После строительства железной дороги Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку он и вовсе станет ключевой страной на маршруте транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия. При этом, что касается конкретно Транскаспийского газопровода, то, откровенно говоря, для Азербайджана здесь больше политики, чем экономики. А вот для Туркмении – больше экономической выгоды. Дело в том, что из-за отсутствия альтернативных российским газопроводам транзитных артерий Туркмения вынуждена продавать свой газ российскому «Газпрому» более чем в два раза дешевле. Но после строительства газопровода по маршруту Туркмения– дно Каспия–Азербайджан–Грузия и далее, через Турцию в Европу, Ашхабад получит возможность продавать свой природный газ европейским потребителям без посредников и по более высокой цене.

Владимир СОПРЫКИН, директор энергетических программ Центра Разумкова (Киев):
– На Варшавском энергетическом саммите в мае этого года будет обсуждаться возможность реализации нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк, вопросы энергетической безопасности и транзит энергоносителей. В этой встрече, возможно, примут участие президенты Казахстана и Азербайджана: тогда уж это точно не будет «саммит энергозависимых». К тому же вряд ли участники варшавской встречи будут обсуждать какие-то конкретные проекты, направленные против России. О том, какие именно вопросы будут рассматриваться, станет известно ближе к маю, поскольку сейчас правительства Польши и Украины еще работают над повесткой дня.

Николай СИВУЛЬСКИЙ, депутат Верховной рады Украины от Блока Юлии Тимошенко (Киев):
– Предстоящий саммит в Варшаве нельзя назвать встречей энергозависимых от России стран, поскольку вся Европа является таковой. Я бы назвал это саммитом стран, которые должны газовому диктату России противопоставить скоординированную политику в области транзита природного газа. Кроме того, Украина ожидает найти решение в вопросе диверсификации импорта энергоресурсов. Поэтому одна из ключевых тем – достройка нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк.

Подготовили Алексей АНДРЕЕВ, Мехман ГАФАРЛЫ, Яна СЕРГЕЕВА (Киев)

#В мире #Новости #Нефть
Подпишитесь