Слухи о готовящихся радикальных реформах будоражат российскую прокурорскую среду уже несколько лет. Правозащитники и адвокаты давно говорили, что в России сложилась уникальная ситуация, когда прокуратура ведет следствие и одновременно надзирает за ним.
Осенью прошлого года один из руководителей Госдумы признался, что профильные комитеты уже готовят необходимые поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и закон «О прокуратуре», предусматривающие создание в системе прокуратуры Следственного управления. На днях стало известно, что в системе Генпрокуратуры планируется создать независимый Следственный комитет. «Так в прокуратуре будет разграничен надзор за соблюдением законности и сами следственные действия», – рассказал «НИ» один из авторов поправок, депутат Госдумы Алексей Волков. Глава нового подразделения хоть и будет заместителем генпрокурора РФ, но назначать его будет исключительно президент РФ. Таким образом, авторы законопроекта надеются обеспечить независимость новой структуры. «У генпрокурора останется только надзор, а у его зама – следствие», – рассказал «НИ» г-н Волков.
Кроме того, разработчики законопроекта фактически предлагают лишить прокуратуру возможности возбуждать уголовные дела «чужой» подследственности – МВД и ФСБ и других силовых структур, а также значительно урезать ее надзорные права. Сами законники считают, что это привет к правовому беспорядку. Практика показывает, что обычно это происходит в случаях, когда прокурорам становится известно о скрытых преступлениях. «Если сейчас я сам могу возбудить уголовное дело милицейской подследственности и заставить его расследовать, то скоро я этого сделать уже не смогу, – рассказал «НИ» один из прокуроров Москвы. – Если милиция и раньше скрывала преступления, то теперь и подавно. Прокурор вскоре может лишь порекомендовать следователям других ведомств возбудить уголовное дело». В случае отказа прокурор сможет лишь пожаловаться руководству следственного подразделения, а затем в суд.
Не смогут прокуроры и контролировать законность возбуждения уголовных дел и другие действий «чужих» следователей. Сейчас милицейский следователь должен согласовывать все свои шаги с прокурором, который проверяет их законность и при необходимости реагирует – может отказать следователю в проведении тех или иных действий или вообще закрыть незаконно возбужденное дело. Согласно проекту, тот же милицейский следователь будет лишь ставить прокурора перед фактом – дело возбуждено. Если даже прокурор и заметит нарушения закона, то он может лишь дать указание следователю их исправить.
«При существующей в МВД «палочной» системе отчетности никто из следователей не будет прекращать дела из-за нарушений закона, – посетовал прокурор. – Зачем им портить себе статистику? Теперь проще ответить прокурору, что мы не согласны с твоими претензиями». Представители милицейских следственных подразделений также не в восторге от планируемых новаций. «Сейчас действия следователей контролирует как собственное начальство, так и прокуратура, и существует некая устойчивая система противовесов, – рассказал «НИ» один из руководителей Следственного комитета МВД РФ. – Если эта система будет разрушена, то ничего хорошего из этого не получится».
Тем временем многие положения этого спорного документа вызывают вопросы как у самих прокуроров, так и у их оппонентов. Например, пока неясно, будут ли ограничены прокуроры в возможности надзора за соблюдением прав граждан во время предстоящих выборов.
Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал депутатам рассмотреть законопроект о создании Следственного комитета в Генпрокуратуре и принять его в первом чтении 23 марта 2007 года.