Расплата за проезд

19 марта 2007, 00:00
В конце минувшей недели Госдума приняла в первом чтении поправки в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за нарушение правил дорожного движения. Водителей скоро будут не только штрафовать и лишать прав, но даже сажать в тюрьму. Противники законопроекта гово

Законопроект об ужесточении ответственности за нарушение правил дорожного движения внесла в Госдуму группа депутатов от «Единой России». Поправки в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях предусматривают повышение штрафов от 5 до 40 раз, увеличение количества правонарушений, которые будут наказываться лишением прав, а также возможность арестовывать водителей на срок до 15 суток. Правда, последняя мера касается только тех, кто лишен прав или не имеет их и задержан за управление автомобилем в нетрезвом виде. Законопроект также позволяет фиксировать нарушения на дорогах при помощи электронных устройств. Виновным в таком случае будет признан владелец автомобиля, если он не докажет, что автомобиль в этот момент был угнан. Оставленные в неположенном месте автомобили будет разрешено эвакуировать или устанавливать на них блокираторы. Размер штрафа, который можно будет взыскивать на месте без составления протокола, увеличат со 100 до 300 рублей. Кроме того, установка вдоль дорог памятников погибшим в ДТП будет караться штрафом в 1 – 1,5 тыс. рублей.

Госдума рассмотрела законопроект в минувшую пятницу. Один из его авторов, «единоросс» Владимир Плигин, обосновал необходимость его принятия статистикой, согласно которой в минувшем году в России произошло 230 тыс. ДТП, в которых погибли 32 тыс. человек. При этом 60% ДТП связаны с превышением скорости, 15% – с выездом на полосу встречного движения, каждый седьмой участник ДТП ездил без прав, а каждый восьмой был пьяным. Однако когда один из депутатов поднял вопрос о «неприкасаемых» сериях автомобильных номеров и о том, что самыми злостными нарушителями являются сотрудники МВД, г-н Плигин заявил, что ему про такие номера ничего не известно, и предложил направить запрос соответствующим ведомствам.

Независимый депутат Владимир Рыжков возмущался тем, что «мы хотим сделать штрафы, как в Европе, а зарплата у нас, как в Африке». Другой депутат, Виктор Похмелкин, говорил о том, что вначале нужно реформировать правоохранительные органы, и уже потом ужесточать наказания, потому что «иначе сотрудники ГИБДД станут окончательно коррумпированными». Однако Госдума приняла закон в первом чтении 320 голосами «за» при 61 «против». На депутатов не повлияло даже заключение правового управления Госдумы, в котором говорилось о множестве противоречий в законопроекте. Так, при фиксации правонарушений с помощью технических средств предусмотрено минимальное наказание из установленных за данное правонарушение.

Однако за некоторые правонарушения минимальным наказанием является предупреждение, и в этом случае наказание становится бессмысленным. Не предусмотрен и такой механизм: как оштрафованный владелец автомобиля может переадресовать иск тому, кто на самом деле был за рулем. Установление же только одной суммы штрафа за отдельные правонарушения противоречит положению КОАП, согласно которому при определении наказания нужно учитывать сопутствующие обстоятельства, а потому нельзя всех карать одинаково.

В случае принятия законопроекта в его нынешнем виде он будет обжалован в Конституционном суде. Как рассказал «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, норма об автоматическом взыскании штрафов с владельцев автомобилей противоречит сразу четырем статьям Конституции, так как отменяет презумпцию невиновности и равенство всех перед законом, ущемляет право на защиту и принуждает свидетельствовать против себя или своих близких. Кроме того, г-н Ольшанский надеется, что в законопроект все-таки будут внесены поправки, которые ограничат деятельность эвакуаторов и блокираторов, и не будут приравнивать забытый талон техосмотра или полис ОСАГО к не пройденному техосмотру или отсутствию полиса.



Смотрите фоторепортаж: Карета для миллионера. TOP-10 суперкаров

#Новости #Политика #Авто
Подпишитесь