Исполнительный директор Ассоциации «Голос» Лилия Шибанова рассказала «НИ», что на этих выборах в целом использовались старые технологии, правда, «более бесцеремонно». «Самые распространенные технологии – это подкуп избирателей и незаконная агитация в день выборов, – сообщила она. – Если раньше это были единичные случаи, то сейчас подкуп избирателей стал массовым». Большое количество претензий возникло у наблюдателей по спискам избирателей: документы были без печати и подписи председателя избиркома, кроме того, многие люди не нашли в списках свои фамилии. Наибольшее количество таких нарушений замечено в Подмосковье, Псковской и Самарской областях. Факты подкупа избирателей были отмечены в Санкт-Петербурге, Московской, Псковской и Самарской областях, особенно в Тольятти.
Так, координатор «Голоса» в Санкт-Петербурге Надежда Кузнецова сообщила: «Мы видели процесс покупки голосов. Люди сами признавались, что им только что заплатили. Я сфотографировала несколько моментов, доказывающих подкуп, но вскоре ребята бандитского вида пытались забрать фотоаппарат». Наблюдатель из Тольятти сообщил в организацию, что «на сотовые телефоны избирателей приходили звонки с предложением «проголосовать за «Единую Россию» и получить подарок». «Наблюдателями отмечается системное нарушение предвыборной агитации, которая велась в день голосования в нарушение законодательства», – говорится в заявлении «Голоса». В Ставрополе многим гражданам приходили sms-ки с предложением голосовать за партию «Справедливая Россия». А в деревне Поярково Московской области члены комиссии при голосовании на дому подсказывали избирателям, за кого необходимо проголосовать. Слепым людям зачитывали неполный список, а за некоторых заполняли бюллетени самостоятельно.
Были и другие странности. Как передает корреспондент «НИ» Валентина Остроушко из Орла, там в день голосования обнаружился «лишний» избирательный участок. Об этом кандидаты в депутаты Орловского областного Совета по округу № 1 города узнали, заглянув на сайт облизбиркома. Они поспешили на этот неизвестно откуда появившийся участок и узнали, что голосование там уже закончено: избирательная комиссия выдала все 725 комплектов избирательных бюллетеней. И немудрено: эти граждане России волеизъявлялись строем – все они пациенты Орловской областной специализированной больницы с интенсивным наблюдением. Ни кандидат от КПРФ, ни от «Справедливой
России», ни независимые кандидаты не знали о существовании этого участка, зато лидер Орловского регионального отделения «Единой России» Павел Меркулов был в курсе. Он даже провел там предвыборную агитацию и выставил своего наблюдателя. Курьезный случай произошел и в Курганской области, где в одном из сельских советов Целинного района на выборы депутата сельской думы пришли два человека: кандидат в депутаты и его родственник. Выборы признаны состоявшимися: победил этот самый кандидат.
В КПРФ «НИ» предоставили данные мониторинга, которые также выразительно иллюстрируют то, как проходят выборы в регионах. В Орловской области в ряде сельских районов в качестве транспортного средства обеспечения голосования на дому была выделена «верховая лошадь, способная перевозить только одного наездника». В седло сел член комиссии, а представителям от партий и кандидатов в депутаты пришлось догонять его пешком. В СПС считают, что в ряде регионов, где ее представители не попали в местный парламент, результаты выборов были сфальсифицированы. Как рассказала «НИ» руководитель службы общественных связей СПС Анна Солодуха, большое количество нарушений зафиксировано в Омской и Орловской областях. Впрочем, и в других регионах хватает странных ситуаций. «В Самарской области в Новокуйбышевске на избирательном участке сработала пожарная сигнализация, – рассказала г-жа Солодуха «НИ», – после чего с избирательного участка удалили всех, кроме членов избирательной комиссии». Представитель ЛДПР на территории Томской области Владимир Овсянников рассказал «НИ» о своих наблюдениях: «Искусственно создавались списки избирателей, которые якобы просятся проголосовать на дому. На каждом участке от 30 до 60 вызовов на дом. Формировались эти списки на ряде участков и подписи ставились одной и той же рукой. Ряд наблюдателей отметили, что на нескольких участках выдавались бюллетени уже с проставленной галочкой, что вызывало гнев избирателей».