Авторы письма считают, что предлагаемый законопроект, первое чтение которого намечено на ближайшую пятницу, «изобилует необоснованными репрессиями». По мнению авторов письма, он противоречит, например, принципу социальной справедливости, ведь брать две с половиной тысячи рублей штрафа с пенсионеров, инвалидов, ветеранов и даже с врачей и учителей – это не правильно. Вместе с многократным увеличением штрафов, если поправки примут, реанимируются блокираторы и эвакуаторы, за ряд деяний водителя будут сажать в тюрьму на 15 суток. Лишать прав, например, за выезд на полосу встречного движения, будут не на несколько месяцев, а на полгода. И это лишь малая часть наказаний для автомобилистов, прописанная в проекте. Также в Общественной палате считают данный законопроект «чрезвычайно взяткоемким», так как теперь, чтобы не лишиться прав на длительный срок и не сесть в тюрьму на 15 суток, взятки будут давать, судя по всему, намного выше, чем сегодня.
Какими мотивами руководствовались законотворцы, разрабатывая данные поправки, непонятно, но, по мнению общественников, они противоречат Конституции РФ. Авторы письма к Борису Грызлову уверены, что внесенный законопроект нарушает права человека и вносит в кодекс исключительно притеснительные нормы, причем затрагивающие только водителей и собственников транспортных средств. В письме к спикеру Госдумы указывается, что с принятием этих поправок «в сфере дорожного движения, по сути, будет ликвидирован важнейший принцип Конституции – презумпция невиновности (ст. 49). Дело в том, что согласно действующему сегодня закону, прежде чем наказать человека, необходимо доказать его вину. Любое сомнение должно трактоваться в пользу обвиняемого, независимо оттого, что он совершил (ст. 1.5 КоАП РФ). Однако депутаты в своих поправках предлагают исправить эту статью и оставить презумпцию невиновности для всех видов административных правонарушений (экологических, таможенных, паспортных), кроме тех, что совершаются за рулем. Фактически это означает, что не инспектору дорожной службы придется доказывать вину водителя, а водителю или собственнику транспортного средства доказывать свою невиновность.
В письме также указывается, что законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» «подвергся критике многих изданий, в полемику вступили не только адвокаты и журналисты, но и крупнейшие ученые». Упоминается и о многочисленных акциях протеста автомобилистов, перекрывших улицы во многих городах России. В конце письма предлагается не принимать закон в том виде, в каком он существует сейчас, а отложить и переделать, создав для этого рабочую группу. В нее, по мнению членов Общественной палаты, должны войти не только сотрудники МВД, как сегодня, но и представители гражданских вузов. «В условиях надвигающихся выборов мы хотим напомнить, что в нашей стране насчитывается 30 – 35 миллионов машин. По подсчетам социологов, средняя российская семья – примерно 3 человека. Перемножим эти цифры и получится, что почти 100 миллионов россиян (все взрослое население) будут митинговать и протестовать в случае принятия данного законопроекта», – обращаются авторы письма к Борису Грызлову.
Послание подписали около 20 человек, представляющие самые разные общественные организации. Среди них – адвокат Генри Резник, член координационного совета организации «Деловая Россия» Сергей Абрамов, председатель совета общероссийской благотворительной организации «Союз семей военнослужащих России» Мария Большакова, профессор кафедры теории истории архитектуры МАРХИ Вячеслав Глазычев, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков и многие другие. Поддерживают Общественную палату и депутаты. «Законопроект носит репрессивный характер и без реформы ГИБДД, проку от него никакого не будет», – сказал «НИ» депутат Госдумы Виктор Похмелкин.
Напомним, что проект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» был представлен в Госдуму 1 марта, а уже через 4 дня – 5 марта его обсудили на заседании думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. В принципе, такая скорость не удивительна, ведь один из авторов проекта Владимир Плигин по совместительству является главой вышеупомянутого комитета.