Posted 11 марта 2007, 21:00
Published 11 марта 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:51
Updated 8 марта, 08:51
Американец Джон Ноймайер, более 30 лет возглавляющий Гамбургский балет, входит в десятку лучших хореографов мира и считается живым классиком. Его постановки готов позаимствовать любой театр, поэтому Ноймайер путешествует из страны в страну, воспроизводя свои работы с чужими командами. К «Чайке» хореограф отнесся более бережно, чем ко «Сну в летнюю ночь», проведя в театре Станиславского и Немировича-Данченко больше времени, чем обычно, и последние недели перед премьерой пропадал в репетиционном зале. Мировую величину можно понять: ехать в Россию со своей «Чайкой» – все равно, что в Тулу со своим самоваром. Хореограф старался не зря: он пробудил в танцорах актерские таланты, и его балет выглядит как насыщенный и полноценный драматический спектакль.
Хореограф перенес пьесу Чехова из театрального в балетный мир. Аркадина здесь прима-балерина, Тригорин – преуспевающий хореограф, Треплев ищет новые формы, Нина мечтает о карьере танцовщицы. Ноймайер то следует чеховскому сюжету, то уходит от него. Главный герой его постановки – Костя Треплев, ломающий привычные балетные каноны.
Треплев (Дмитрий Хамзин) разительно отличается от всех остальных героев. Пока зрители входят в зал, тонкий, чуть угловатый юноша в белой майке и шортиках сидит у края пустой сцены, мастеря из бумаги фигурку чайки. Он кажется талантливым и абсолютно незащищенным. В начале спектакля хореограф переводит все чеховские реплики и ремарки на язык движений: Треплев причесывает взлохмаченные волосы своего дяди, Полина Андреевна гоняется за ловеласом Дорном, предлагая надеть вместо означенных у автора галош махровый халат. Но, несмотря на это, действие разворачивается в практически пустом пространстве. Его атмосфера меняется с переменой света и задника.
Спектакль Кости «Душа Чайки» напоминает здесь ранние постановки Бежара и хореографов-авангардистов 60-х. Вместе с Ниной (Валерия Муханова) на сцене команда танцовщиков и танцовщиц в разноцветных штанах с галифе-шестиугольником и геометрическими прорезями и платьях-туниках. Кажется, будто эти геометрические формы ожили и подсказывают им движения. Авангардный балет выглядит остро, эффектно, современно и украсил бы номинацию «Новация» в нынешней «Золотой маске».
Уехав из дому, Нина больше не станцует ничего подобного. Она выступает в ревю и за кулисами сталкивается с Тригориным (Георги Смилевски), который с трудом ее узнает. Преуспевающий хореограф халтурит напропалую, лепя спектакли как блины. Его балет «Смерть Чайки», поставленный в Императорском театре, выглядит квинтэссенцией пошлости и бездарности. Стараясь «сделать красиво», он эксплуатирует набившие оскомину штампы балетной классики. Когда на сцене вдруг возникают Костины герои, их танец кажется глотком свежего воздуха.
Ноймайер, в отличие от Чехова, многое недоговаривающего в финале «Чайки», расставляет в конце балета все точки над «i». Действие возвращается в усадьбу, Тригорин, встретившись с Ниной, швыряет ей подаренный когда-то медальон. Костя убивает своих танцоров движением, которым сворачивают голову птице или кукле, и исчезает под эстрадой, где играли «Душу Чайки». А Маша, по-прежнему любящая его, держит в руках белую бумажную птицу.