Не надо бояться быть обаятельным!
– Когда в последний раз ездили в общественном транспорте?
– Ой, давно не ездил. И дело не в актерской «звездности», поверьте. Просто, согласитесь, мое появление в метро выглядело бы глуповато. Да и есть проблемы с присутствием в людных местах. Никак не удается остаться наедине с собой. А в последний раз я ехал на троллейбусе лет семь назад. У меня не было еще поклонников, и вообще мое лицо было знакомо небольшому кругу людей (смеется). Я ехал домой из Театра-студии МХАТ. И последняя стипендия почему-то уже кончилась, а следующая была еще не скоро. У меня не было денег. И билета тоже. Когда появилась контролерша, я прикинулся глухонемым. И «не понимал», что от меня хочет эта странная женщина. Видимо, я сыграл неплохо, потому что она мне поверила. Так и махал руками до самой своей остановки. И спокойно вышел.
– В комедии «Любовь-морковь» вы играете еще более оригинальную роль – женщину в мужском теле. Дамочка в вашем исполнении очень обаятельная получилась! Как вам это удалось?
– Я старался. Мне кажется, что люди (в данном случае я), когда они растеряны, попав не совсем в «свою» ситуацию, они более обаятельны. Но сложно рассказывать о том, «как у меня получилось» сыграть, именно так, а не иначе. Когда тебя фотографируют, задают вопросы – это приятно. А есть противный актерский труд. Когда тебе кажется, что ничего не получается. Я заканчивал дубль, где изображал женщину, и ребята – операторы, звуковики, ассистенты – иногда несколько минут смотрели на меня удивленно. Я подходил к режиссеру и робко спрашивал: «Саша, это провал?» Он отвечал: «Наоборот, это нормально». Конечно, было страшно. Постоянно существовала опасность скатиться в пародию, а я должен был показать какие-то более тонкие вещи. Казалось, вот сейчас ты перегнешь палку, и твоя хрупкая кинокарьера рухнет, как карточный домик. Но в таких ситуациях спасает чувство юмора. Оно обостряется. Не надо бояться быть обаятельным.
– Скажите по секрету, какой из мартовских проектов «Любовь-морковь» или «Параграф 78» снимался первым?
– «Параграф» раньше. Более того, Александр Стриженов, режиссер «…моркови», приехал на съемки «Параграфа…» и там вручил мне сценарий. Сказал: «Брат, знаю, что у тебя сейчас полно работы, и я не вовремя. Но возьми, прочитай». Я почитал. И мне показалось, что это… совершенно не мое. Я не могу такое играть! Я попытался объяснить это Саше. Но в ответ услышал: «Брат, ну мы же актеры?! У тебя получится». И я подумал: ну да, он прав. Такое мнение в последнее время сложилось, что отечественные артисты все время играют только брутальные роли: или суперменов, или бандитов. То есть получается некоторая недоразвитая острохарактерность.
– В отечественном и зарубежном кино есть достаточно много фильмов, где мужчины играют женские роли.
– Я скажу вам по секрету. Мне Саша Стриженов дал посмотреть пару фильмов, где мужчины изображают женщин. Только не говорите ему: я их не смотрел. Я подумал, что если посмотрю, то та обезьяна, которая живет во мне, обязательно утащит оттуда пару приемов. Так что в итоге я не буду знать моя это придумка или не моя. И еще признаюсь, после премьеры «Ночного дозора» я расстроенный позвонил продюсеру «…моркови» Ренату Давлетьярову и сказал: «Представляешь, они (герои фильма «Ночной дозор») поменялись телами. Что нам теперь делать? Скажут, утащили идею». Ренат сказал: расслабься. И я поверил ему. Потому что… Потому что, если не верить кому-то, то не найдешь точки отсчета в этой жизни.
– В реальной жизни никогда не хотели стать женщиной?
– После съемок мы как-то сидели и спорили с ребятами, кому в результате обмена телами повезло больше – жене или мужу. И пришли к выводу, что героине повезло больше. Женщина в мужском теле – это идеальная формула для земного существа. Хитрость, сноровка, ум – женские. А мощь и сила – мужские. Хотелось ли мне быть женщиной? Нет. Я нравлюсь себе таким, какой есть.
Если хочешь быть здоров... раздевайся!
– В прошлом году вы дебютировали в роли продюсера…
– Да, на фильме «Дикари». Я был многогранен и многолик. Был актером, продюсером и по буфету работал неслабо. Даже выступал в роли секьюрити. Мы снимали в Крыму, и местные ребятки периодически подходили, и не очень добро интересовались, кто дал нам право так «нахально» ходить по их «земле»: «Москали понаехали!» Но мы быстро улаживали все проблемы. Потому что Марат Башаров, который играл одну из ролей, у нас татарин, он с ними по-свойски начал общаться. А я вообще идеальная молекула для тех мест. У меня мама – татарка, а папа – украинец. Так что разруливали все ситуации. Это первая картина, которую я увидел изнутри. Я узнал, что такое Настоящее Искусство Перевоплощения. Когда ты стоишь в метре от съемочной площадки и решаешь какие-то организационные вопросы: «спасаешь мир». А через секунду входишь в кадр и мило улыбаешься.
– А кем быть приятнее актером или продюсером?
– Самая приятная работа актерская. Если у вас есть какие-то перспективы в этом плане, бросайте свою журналистику и идите туда. Виктор Шамиров, режиссер, который снимал «Дикарей» и мой хороший друг, недавно снимался у Хотиненко. Когда он вернулся со съемок, то в первую очередь приехал ко мне и заявил: «Как же вы, гады актеры, оказывается, живете прекрасно. Ходишь по площадке весь день, ничего не делаешь. Фотографируешь между дублями пейзажи и замотанных сотрудников съемочной группы. А гримеры и костюмеры о тебе заботятся. Подошли, костюм поправили, подгримировали тебя. Ты вошел в кадр, произнес две реплики. И все, смена закончена. Тебя везут спать в отель». Я сказал: «Витя, секунду. А что с крупным планом? Это сложно». Он честно ответил: «Да. Единственная проблема – это крупный план. Твое лицо. Это надрыв».
– В «Дикарях», помимо крупных планов, есть и довольно много откровенных сцен в стиле «ню».
– Этот фильм о том, как люди моего возраста и помоложе летом дикарями едут к морю. А дикий отдых подразумевает отсутствие одежды! Мы с удовольствием раздевались на съемках – и я, и Марат Башаров, и Влад Галкин. И даже Слава Разбегаев показал грудь пару раз.
Лето. Солнце. Юг. Море. Отличная погода. Мне понравилось. Зрителям тоже. Картина показала хорошие рейтинги. История действительно хорошая, светлая. Возможно, есть в этом грех, что слишком много голых тел на экране. Но, знаете, летом на море одежду надевают или работники милиции, или несчастные, обгоревшие на солнце. И вообще, я уверен, что самые счастливые отрезки своей жизни люди проводят голыми...
– Я слышала, в прошлом году у вас были проблемы со здоровьем.
– Были (широко улыбается). Я заработал-таки сердечную блокаду, как и предсказывали врачи. Они объяснили, что это от перегрузок, рекомендовали поменьше нервничать и побольше отдыхать. Я их даже послушал. В смысле выслушал. А на следующий день рванул на съемки нового фильма.
– Признайтесь честно, это сложно успевать везде? В кино, в театре. Музыкой еще теперь серьезно занялись…
– Я в последнее время больше ощущаю себя музыкантом, чем актером. Я пишу песни уже много лет. Только в последнее время вроде бы начал выходить на профессиональный уровень. Я пел на рок-фестивале «Нашествие» перед аудиторией 20 000 человек. Когда выходил на площадку, организаторы мне сказали: «Юра! Люди не знают твоей музыки, не знают тебя как музыканта. Спой пару песен и уходи». Я честно хотел уйти после второй песни. В итоге пел час и сорок минут. Зрители меня не отпускали! После «Нашествия» у меня появился свой фан-клуб, который поклонники назвали «Куц-Санга». Что-то самурайское, да? Теперь я хочу так назвать свой первый альбом. Мы запишем его с моими друзьями, группой «Анатомия души». Мы три года уже поем вместе.
– Такая современная тенденция: актеры сочиняют музыку, политики пытаются играть на сцене, представители шоу-бизнеса пробуют себя в бульварной литературе.
– Я не вижу в этом ничего плохого. История насчитывает много примеров, когда некто великий добивался успехов сразу в нескольких областях. Например, физике и литературе. А музыка и актерство все-таки близкие понятия. Это творчество – потребность обнажить душу.
6 фактов о Гоше Куценко
Имя актера по паспорту – Юрий. Родителя назвали его в честь первого советского космонавта.
В детстве и подростковом возрасте Куценко не выговаривал букву «р». «Гошей» назвался, поступая в Театр-студию МХАТ, потому что не хотел лишний раз демонстрировать педагогам свой дефект речи. В результате многочасовых занятий с логопедами «вредную букву» удалось победить.
Работал ведущим на телевидении (программа «Партийная зона» на ТВ-6 и «Музыкальные новости» на МУЗ ТВ).
Был женат на актрисе Марии Порошиной (девушка с «воронкой» из «Ночного дозора»). У них общая дочь Полина, 11 лет.
По окончании школы-студии МХАТ вчерашнего студента Куценко не принял на работу ни один московский театр (непростые девяностые годы.). Гоша с полгода «стучался во все двери», а потом на месяц ушел в депрессию. Никуда не выходил из дома и грустно смотрел в потолок. Даже еду ему приносили друзья...
Свою знаменитую прическу «под ноль» Гоша приобрел не в результате «болезни, после которой стали выпадать волосы», как писало одно из «желтых» изданий. «Болезнь, если и была в тот момент, то называлась она – подростковый пофигизм. Мне просто хотелось быть не таким, как все. Вот я и побрился», – говорит Куценко.