Posted 11 марта 2007, 21:00

Published 11 марта 2007, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Бакалавр-недоучка

11 марта 2007, 21:00
В минувшую пятницу правительство РФ одобрило законопроект «Об образовании». Если с ним согласятся депутаты, сенаторы и президент РФ, то с 1 сентября 2007 года отечественные вузы должны будут перейти на двухуровневую форму обучения: бакалавриат и магистратуру. По мысли чиновников, после реформы российские студенты перес

Законопроект, который, как надеется правительство, вступит в силу уже с нового учебного года, превратит бакалавриат и магистратуру из составляющих учебного процесса в две самостоятельные ступени высшего образования. Студент теперь сможет похвастать не одним дипломом, как было раньше, а двумя. Правда, специалистами будут считаться только обладатели «корочки» магистра. При этом в некоторых вузах сохранится привычная еще с советских времен форма высшего образования – подготовка дипломированных специалистов. Такое исключение будет сделано для студентов творческих, медицинских и некоторых военных вузов.

Болонский процесс и реформа образования не первый год вызывают ожесточенные споры в среде преподавателей, специалистов и чиновников. Казалось бы, в самой двухуровневой системе нет ничего плохого. Глубокая специализация нужна уже действительно далеко не всем студентам. С 3–4-го курсов вуза многие из них идут работать, а университет посещают лишь для галочки.

Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, скажем, в Сорбонне. Кроме того, реформа разрешит вечную дилемму студиозусов: учиться или работать. «Студенты смогут выбрать, куда податься после окончания учебы – посвятить себя работе с дипломом бакалавра или поступать в магистратуру, – рассказал «НИ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – При этом они экономят время, если вдруг понимают, что учатся «не на того»: все-таки есть разница – три года потрачено или пять».

По мнению чиновников, потребность в переходе на двухуровневую систему образования назрела давно. Как заявил в пятницу министр образования Андрей Фурсенко, «сейчас лишь 15–20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Переход же высшего образования на двухуровневую систему должен будет эту проблему решить».

Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроено против внедрения европейской системы образования. Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы. «В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, – рассказал «НИ» доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система».

Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период. «Для археологии и для истории в целом такая система смерти подобна, – пояснил «НИ» заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ Валентин Янин. – Студент обязан освоить методику полевой работы, ознакомиться с историографией проблемы, а это даже за пять лет сделать нелегко. Нам же просто предлагается выпускать недоучек».

Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила «НИ» пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему бакалавриат – магистратура будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3–4 года. В России же найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов».

Сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, по мнению экспертов, приведут только к халтуре. «Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, – рассказал «НИ» Евгений Бунимович. – Первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре. Ни о каком действительно реформированном обучении, естественно, не будет и речи».

Реформа высшей школы – всего лишь дань моде, считают некоторые эксперты. Она не превратит отечественных студентов в европейских и не сможет конкурировать на Западе. «К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами, и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников».

Новоиспеченные бакалавры тут же окажутся первыми кандидатами в призывники. Нет никакой гарантии, что абитуриент, к примеру, успеет поступить в магистратуру, а не отправится тут же отдавать долг Родине. Подозрения вызывают и противоречивые данные о том, будет ли магистратура платной или нет. Скорее всего, в магистратуру смогут пойти только состоятельные молодые люди, а остальным придется брать кредит или ждать милостей от государства.

По мнению экспертов, отечественное образование пытается усидеть на двух стульях. Непродуманный подход к реформе приведет к тому, что Россия потеряет прежнюю систему образования, но не обретет новую. Сочетание же традиций отечественной школы с западными веяниями окажется неконкурентоспособным и долго не проживет.

Подпишитесь