Posted 11 марта 2007, 16:40
Published 11 марта 2007, 16:40
Modified 8 марта, 08:51
Updated 8 марта, 08:51
После некоторой паузы в Воронеже возобновились инциденты с нападением на иностранцев. За двое суток произошло сразу три избиения. Сначала гражданин Ирака Фарис Фалех (1984 г.р.), студент подготовительного факультета Воронежской технологической академии, был избит в самом центре Воронежа, на проспекте Революции. В 22:30 8 марта трое молодых людей в не очень трезвом состоянии предложили ему поделиться продуктами, которые он только что купил. Получив отказ, нанесли иракцу множество ударов по лицу и телу. Милиция задержала хулиганов по горячим следам и доставила в РОВД воронежцев Симонова Романа и Первушина Виталия 1987 года рождения, а также жителя пригорода Семилуки Бердникова Виталия 1988 года рождения. Студента отправили в больницу и оказали необходимую помощь, после чего он уехал домой
В субботу 10 марта в милицию обратился студент 2-го курса медицинской академии из Нигерии Едем Удуак и рассказал, что 8 марта в 22:30 его избили трое молодых людей возле общежития для иностранцев. В больницу он не обращался. Через день пострадавший увидел обидчиков недалеко от общежития и обратился к наряду милиции. Трjbх молодых людей задержали.
В ночь на 11 марта нападению подвергся гражданин Йемена. Семеро студентов-иностранцев отдыхали в ночном клубе "Парнас". Там у двух из них, студентов исторического факультета ВГУ, произошел конфликт из-за девушек с местными парнями. Охрана конфликт уладила, вызвала такси для Аль-Шарами-Али-Абдуса-Салеха, 1983 г.р. из Йемена и палестинца Махарамье Фахида, 1987 г.р. Те, однако, до общежития не доехали, а вышли возле павильона, чтоб купить еще спиртного. В этот момент подъехали две машины, из которых вышли люди с палками. Палестинца они не тронули, а йеменца избили основательно. Нападавшие уехали, а йеменца отправили в больницу. Оказалось, у него сломана рука.
ХРОНИКИ «УПРАВЛЯЕМОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Избивать иностранных студентов в Воронеже начали лет семь назад одновременно с «расцветом» РНЕ и скинхедов, и тогда силовики даже и речи не заводили о расистских мотивах избиения. Через некоторое время милиция встрепенулась и РНЕ прижала, но надписи на стенах истребить уже не смогла. В феврале 2004-го в самом центре города был убит ножом в подворотне студент из Гвинеи-Бисау Амару Антониу Лима. Это вызвало массовые акции протеста иностранцев; скандал был на весь мир – с визитами в Воронеж послов, дипломатов МИДа, больших правоохранительных начальников и депутатов Государственной Думы. Вырабатывали меры, давали обещания и строили прожекты воспитания интернационализма и мирного сосуществования наций.
За убийство гвинейца к 17 годам заключения в колонии строго режима приговорен Евгений Шишлов 22 лет; 20-летний Роман Леденев к 10 годам, а 16-летнему студенту юридического колледжа дали 9 лет воспитательной колонии.
Вообще-то борьбу воронежских силовиков с расизмом можно считать образцово-показательной: практически все нападения на иностранцев раскрыты, виновные оперативно наказаны. Прошедшей осенью закончился процесс над убийцами 18-летнего перуанского студента Анхелеса Уртадо (тогда еще один перуанец и испанец попали в больницу с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, а русский парень, бывший с ними в компании, отделался ушибами); приговор был жестким и справедливым. Однако воспитательного эффекта не заметно, число молодых парней, готовых наносить увечья живым людям другой национальности, не убавляется. Анхелес стал четвертым перуанцем, погибшим в России за последние три года.
В 2005-ом на Рождество в Воронеж приезжали отец и мать убитого перуанца - из страны, в которой русские есть, но их не убивают за то, что «понаехали тут» или «наших девушек гуляют». Даже не бьют. Возможно, теперь россиянам в Перу станет труднее. Отец и мать пересекли океаны, моря и континенты, чтобы побывать в чужом городе незнакомой страны, где их сына забили палками и ножом, и он умер, и кровь его навсегда впиталась в воронежскую землю. До этого сын писал им, что хотел бы сменить место учебы, и последнее время они жили в тревоге. Но помешать неизбежному не могли.
Мэр Воронежа обещал маме Анхелеса построить мемориал жертвам расизма на месте убийства ее мальчика, а архитектурно-строительный университет, где учился перуанец, - провести конкурс на лучший проект мемориала.
Отца и мать сопровождал посол Перу в РФ Егоров Рамирес. Он рекомендовал восьми «воронежским» перуанцам сменить место учебы. Но перуанцы идти на материальные потери в связи с переездом не захотели и остались в Воронеже.
Посол умыл руки и подготовил письмо, на котором оставшиеся подписались, что всю ответственность берут на себя и знают, на что идут.
Прокуратура Воронежской области установила, что задержанные - члены организаций "Белый патруль" и "Витязь" и предъявила им обвинения по статье 162 УК РФ (разбой) и статье 116 УК РФ (побои), а главному обвиняемому, студенту педагогического университета по кличке «Адольф» - по статье 105 части 2, пункту "л" УК РФ (убийство на почве национальной и расовой ненависти).
Родителей убитого ознакомили с уголовным делом, и они были поражены тем, что убийцами оказались мальчики из вполне благополучных семей, которые ни в чем плохом замечены не были. Спокойные, умные, доброжелательные – так даже соседи о них рассказали. Родители заявили, что будут требовать уголовной ответственности для руководства перуанской компании «Инабек», направившей их сына на учебу в смертельно опасную страну, и возмещения морального ущерба с России в сумме три миллиона евро.
После того убийства пострадали двое граждан Судана 10 января прошлого года поздно вечером. Местная молодежь сломала одному из них руку, второй отделался синяками. Нападавших поймали мгновенно - рядом патруль случайно оказался. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье 213, часть 2 "Хулиганство".
В феврале прокуратура передала в областной суд дело из 15 томов об убийстве перуанца; всем обвиняемым как отягчающее обстоятельство вменялось совершение преступления по мотивам расовой ненависти; им грозит лишение свободы на срок до 20 лет или пожизненное заключение. Та же группа из 13 человек обвинялась в избиении рэперов незадолго до убийства, за что им светили дополнительно ст. 213 (хулиганство) и ст. 161 (грабеж) - до семи лет.
В начале марта социологи опросили воронежцев насчет «столицы ксенофобии». Треть горожан согласились, что такая слава заслуженна, а 64% посчитали ее несправедливой.
17 марта в центре города был избит 26-летний уроженец Бангладеш с российским паспортом Фердоуш Вахед. К нему подошли на остановке трое и без всякой причины стали избивать. Вахед вырвался и добрался в милицию. Нападавших задержали, составили протокол и отпустили. Сам Вахед попал в больницу с сотрясением мозга и ушибами лица.
6 апреля в райцентре Острогожск подростки напали на 50-летнего вьетнамца, который после избиения умер от травм в больнице. Вьетнамец Чан Нгок Бинь – гражданин России, торговал на местном вещевом рынке, был женат на русской, и у него осталась 13-летняя дочь.
Нападавших, как всегда, нашли быстро, и уже 17 апреля прокуратура предъявила троим несовершеннолетним обвинение по ст.111, ч 4 (Умышленное причинение тяжелого вреда здоровью из хулиганских побуждений по мотивам расовой ненависти) и ст. 213, ч.1 (Хулиганство). В ходе допросов выявили еще четверых соучастников в возрасте от 13 до 15 лет. Все они прежде не были, не участвовали и не подвергались.
25 апреля завершилось «примирением сторон» дело об избиении суданцев. Обвиняемые принесли свои извинения потерпевшим. В связи с этим суд дело прекратил.
В мае в одном из магазинов Воронежа было изъято более ста компакт-дисков с националистическими песнями, кинокадрами и фотографиями времен фашистской Германии. Экспертная комиссия, в состав которой вошли воронежские ученые, признала песни, записанные на дисках, пропагандой расовой ненависти. В рамках расследования была также изъята литература экстремистского характера, нацистский флаг и символика. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту распространения литературы и аудиопродукции, пропагандирующей расовую и национальную ненависть - по статье 282, части 1 Уголовного кодекса РФ (до 2 лет).
Летом мэрия сообщила о начале реализации давней задумки - строительстве «Интернациональной деревни» в пригороде Воронежа. «Деревня» должна стать открытой площадкой для встреч иностранцев и отдыха горожан. Лидеры национальных диаспор Воронежа эту идею поддержали (прожект остался там же, где и был).
14 августа в процессе об убийстве перуанца начались прения. Гособвинитель потребовал для Игоря Павлюка («Адольф») 18 лет колонии строгого режима. Для остальных - от 2 до 7 лет. Восемь из 13 обвиняемых уже привлекались к уголовной ответственности за хулиганство.
Подсудимые признали свою вину частично. Павлюк заявил, что перуанца ножом бил, но не знал, что он иностранец, и убивать его не хотел.
В конце августа суд вынес приговор по делу об убийстве перуанского студента. Игорь Павлюк получил 16 лет колонии строгого режима. Еще десятеро получили сроки от одного года до пяти лет в колониях общего и строгого режима, один был освобожден по амнистии, еще один получил условное наказание.
Суд частично удовлетворил иск родителей убитого студента, которые требовали 3 миллиона евро, и насчитал ущерба на 500 тысяч руб; возмещать эту сумму будут все осужденные. Плюс компенсация двоим другим иностранцам - по 200000 рублей каждому.
Адвокаты заявили, что будут обжаловать решение суда. Прокуратура тоже.
Родители убитого Анхелеса на оглашение приговора не приехали.
Вскоре после окончания этого процесса в Острогожске Воронежской области прошел закрытый процесс над убийцами вьетнамца. По данным прокуратуры, молодые люди очень интересовались нападениями на иностранцев, некоторые носили атрибутику скинхедов.
Острогожский районный суд признал, что убийство было спланированным, а его мотивом стала расовая ненависть, что нападение было спланировано, и погибшего вьетнамца целенаправленно выслеживали.
Четверо подростков получили сроки от 4,5 до 7 лет в воспитательной колонии.
Олег Гладышев, Воронеж