1. Портрет Марии Лопухиной.
1797 г. Владимир Боровиковский.
Отставная дочь генерала Ивана Толстова умерла через пять лет после написания картины. Мечтательность девушки и туманный пейзаж сделали портрет иконой нового стиля – сентиментализма. По легенде, у художника был далеко не только профессиональный интерес к модели. Поэт Яков Полонский посвятил изображению стихотворные строки: «И будет этот взгляд и эта прелесть тела / К ней равнодушное потомство привлекать, / Уча его любить, страдать, прощать, молчать».
2. «Неизвестная» (или «Незнакомка»).
1883 г. Иван Крамской.
Одни видят в ней высокородную дворянку, другие – даму полусвета. Что означает этот надменно-снисходительный взгляд, куда направляется жгучая брюнетка, откуда и кто она? Вопросов возникает больше, чем ответов. Что и требовалось доказать: в женщине должна быть загадка.
3. «За туалетом». 1910 г.
Зинаида Серебрякова.
Представленный на 7-й выставке Союза художников, этот автопортрет Серебряковой сразу произвел фурор. В нем чувствовались русское очарование и парижский шик. Александр Бенуа писал: «Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное».
4. «Петроградская Мадонна».
1918 г. Кузьма Петров-Водкин.
Соединив русскую Богородичную икону с европейским образом Мадонны, художник вывел общечеловеческий идеал матери в один из самых драматичных моментов нашей истории.
5. «Делегатка».
1927 г.
Георгий Ряжский.
Кому-то этот портрет покажется издевательством над идеалом женщины – не хватает только нагана. Между тем именно этот типаж в воображении наших дедов считался самым модным и эротичным. Свободная, умная, волевая. Сравните с «Незнакомкой» Крамского.